Еще до официального открытия театрального  сезона  Ростовский молодежный театр  показал свою новую работу — эпатажную комедию «Холостяки и холостячки», поставленную по одноименному сочинению израильского писателя Ханоха Левина

У Левина репутация драматурга провокативного, в его кратких биографиях на разных сайтах прочтете, что на первых постановках его пьес зрители  в Израиле ломали стулья от негодования, а потом, еще при жизни Левина — он прожил 56 лет и скончался в 1999-м, — назвали его своим классиком.

Вероятно, речь все же о разных зрителях. Или — об  оценке разных  творений. Трудно представить, чтобы тот, для кого «Холостяки и холостячки» — это гремучая смесь трагикомического самокопания  интеллектуала, фрейдистских заморочек и простоты нравов детской песочницы, вдруг  взял да и полюбил  эту вещь всей душой.

«Холостяки и холостячки» — комедия для пятерых актеров. Все они играют людей возрастных, но  неженатых  и незамужних. Неприкаянных при всей своей  браваде. Разумеется, с  комплексами.

Холостячки в глазах их бойфрендов — ненасытные самки. Одна при этом — с романтическими фантазиями, другая эдакая секс-вамп. Мотивы разные, цель одна:  замуж!

Неженатые находятся на разных стадиях холостяцкой  деградации: от молодецкого  стремления не пропустить ни одной ладно скроенной юбки до покорного превращения в «спортивный» снаряд для упражнений той, которая секс-вамп. Лишь бы было к кому прислониться. Между этими полюсами — главный герой. Несбывшийся гений. Нервный, озлобленный и ленивый.

У Левина комедия  отношений холостяков и холостячек разворачивается в постели, на лестничной клетке — словом, в бытовом пространстве. Здесь же, в постановке питерского режиссера Екатерины Гороховской, главные герои, одетые в строгие костюмы,  занимают места у пюпитров, как будто собираются пропеть оперу в концертном исполнении. Плюс к этому таинственная игра света, монолог главного героя, который рассказывает о себе, словно читает Жванецкого,  и не всегда представляет, о чем следующая страница… 

Философический туман обычно облагораживает постановку,  но только не в случае «Холостяков и холостячек». Примитивный (это он-то и есть  провокативный?) юмор, вращающийся вокруг телесного низа, опускает человеческие отношения до эпизодов из жизни насекомых.

Есть люди, которым это забавно: «Прикольная штука!».  Многие смеялись, когда  герой, изгнанный своей любовницей по имени Пукица, каламбурил: «Не Пукица, так Перделица. Мир густо заселен», а его соперник был готов по команде Пукицы его опукать…

Каждый развлекается по-своему. Стульев ломать из-за этого, наверно,  не стоит. Но неужели  так оскудела библиотека пьес для  молодежных театров, что больше и выбрать не из чего?