— такое сравнение услышал однажды в Японии Андрей Аниханов, главный дирижер Ростовского музыкального театра.

Этим образным сравнением японский организатор гастролей ответил на его вопрос о том, почему японцы так хотят, чтобы на афишах гастролирующих у них русских балетных трупп было название «Лебединое озеро».

Об этом случае Аниханов рассказал на пресс-конференции, посвященной новой версии «Лебединого озера» в Ростовском музыкальном.

Впервые молодая, тогда — недавно созданная, но дерзкая балетная труппа Ростовского музыкального поставила балет Чайковского «Лебединое озеро» еще десять лет назад. Поскольку для наших это произведение дорого еще больше, чем японцам: кому оно — рис (читай — хлеб), кому — самый лучший торт.

Как вспоминал художественный руководитель театра Вячеслав Кущев, тот балет сразу же пригласили на гастроли в Португалию. Чтобы не оплошать перед искушенной европейской публикой, Ростовский музыкальный призвал тогда на подмогу двух столичных солистов, которые и исполнили главные партии. Успех превзошел ожидания: публика долго аплодировала тому «Лебединому озеру».

За десять лет Ростовский музыкальный театр показал балет «Лебединое озеро» более 80 раз на своей сцене и около ста раз — во время зарубежных гастролей. Вероятно, эта постановка и в дальнейшем могла бы вызывать зрительский интерес, но театр решил, что способен дать зрителям больше.

Балетмейстером-постановщиком новой версии «Лебединого озера» на ростовской сцене стала народная артистка СССР, легенда Мариинского театра Габриэла Комлева. За основу она взяла хореографию Мариуса Петипа и Льва Иванова в редакции Константина Сергеева. Это близко к тому прочтению шедевра, который предпочитают в Мариинском.

Работа над новой версией была кропотливой и нередко даже изнуряющей. Однако результат стоил мучений: танцевальные картины теперь интереснее, в движениях и жестах куда больше отточенности, изящества и благородства.

Вообще это уже совсем другой спектакль. С другими исполнителями, иным хореографическим финалом, иначе оформленный.

«Лебединое озеро» продолжило ряд спектаклей — оперных и балетных, которые в Ростовском музыкальном получают за последние десять лет второе рождение, совершенствуются вместе с ростом мастерства его труппы. К примеру, в прошлом сезоне театр представил на суд зрителей, который завершился овацией, другую свою обновленную постановку — балет Чайковского «Щелкунчик».

Наверно, многие в Ростовском музыкальном могли бы подписаться под словами его художника по костюмам Натальи Земалиндиновой: «Лебединое озеро» — балет, над созданием которого радостно было бы работать и в пятый, и в десятый раз». Но…

Вряд ли в ближайшее время Ростовский музыкальный позволит себе вновь роскошь подобных возвращений. Да, пожалуй, и нет такой острой необходимости. Не исключено, что в скором будущем на его афише появится название какого-либо из знаменитых современных балетов, — во всяком случае, переговоры с постановщиками об этом ведутся.