— так называется новый фильм ростовского журналиста Сергея Слепцова. На его премьерный показ в Дом журналиста пришли многочисленные зрители, для которых тема ленты стала неожиданностью, резко контрастируя с событиями, происходящими ныне на Северном Кавказе.
Башни в горах Ингушетии — уникальное явление не только кавказской, но и мировой культуры, поскольку в 1996 году были взяты под охрану ЮНЕСКО. Башенные комплексы, оборонительные и жилые, имеют тысячелетнюю историю, поскольку были построены в далекие времена, когда предки ингушей, огнепоклонники, стали исповедовать христианство, занесенное по эту сторону Кавкасиони грузинскими проповедниками. Одно из свидетельств тому — христианский храм Тхаба-Ерды (что означает «это есть наша вера»), построенный в IV-V веке новой эры, величие которого и сегодня читается в могучих развалинах. Было это задолго до того, как на Кавказе в XVI -XVII веках стали исповедовать ислам.
Особенности горской архитектуры были продиктованы вечной необходимостью для жителей гор обороняться от врагов, регулярно стремящихся вырваться на просторы Северного Причерноморья через узкие кавказские ущелья. Предупреждали соплеменников о вражьем наступлении с помощью сигнальных огней, загоравшихся на вершинах башен и видимых в далеких селениях. Увидев сигнал тревоги, жители быстро перебирались вместе со скотом, водой и провиантом в башни, стены которых могли выдержать длительную осаду. В башнях ингуши не просто отсиживались, но и активно оборонялись, осыпая врага тучами стрел через узкие бойницы и сбрасывая вниз заранее припасенные тяжелые камни. Камни, падая, ударялись о башенные стены (не вертикальные, как это принято в европейской архитектуре такого рода, но возведенные наклонно) и рикошетом отлетали в штурмующих, нанося врагу неисчислимый урон.
Пробить кладку башни было практически невозможно — ингуши, известные на Кавказе строители, знали многие секреты, делавшие не только оборонительные, но и жилые башни неприступными. Многие заблуждаются, считая, что раствор замешивали на яичном белке. На всем Кавказе не хватило бы кур, чтобы возвести хотя бы одну башню. А их - сотни, гордо высящихся на склонах ущелий и по сей день. О «ноу-хау» строителей, возводивших башни без фундамента, можно узнать из текста старинной ингушской песни: « ….землю поили молоком до тех пор, пока она не отказывалась пить, тогда клали первый камень».
В строительстве башни участвовали не только строители, но и хозяева и даже их самые дальние родственники. После окончания строительства вершину башни венчали каменным навершием, которое называлось камнем быка, поскольку за него полагалась отдельная плата — молодой бык. До сих пор в Ингушетии каждая семья имеет свою родовую башню, куда и сегодня люди приезжают почтить своих предков.
«Башни для ингушей — это состояние души, добро и благополучие, зов крови и память. Башни объединяют нас, дают нам энергию, которая позволяет преодолевать все невзгоды», - объясняет в кадре бывший президент республики Ингушетия, ныне заместитель полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе Мурат Зязиков.
Большой интерес этнографов и историков вызывают не только сами башни, но и «города мертвых» - комплексы мини-башен, которые являются не чем иным, как склепами, где и сегодня покоятся мумии предков. Во время эпидемий заболевшие сами уходили в них, чтобы не заражать здоровых, и в них же умирали.
Ингуши строили башни не только на родине, их наперебой приглашали соседи из Чечни, Дагестана, Осетии, Грузии. Поэтому в архитектуре этих республик можно увидеть знакомый облик ингушских башен.
Так получилось, что признанный строительный талант перерос в название народа. Сами ингуши называют себя галгаями, что значит «строители». А привычное название «ингуши» родилось намного позже — в марте 1770 года, когда неподалеку от горного села Ангушт было подписано соглашение о добровольном вхождении галгаев в состав Российской империи, первых среди народов Кавказа присоединившихся к могучему северному соседу .
По мнению автора фильма, культура Ингушетии нуждается в изучении и исследовании. Собственно говоря, сам фильм является одним из шагов в этом направлении. Зрители смогут познакомиться с ним в передачах канала «Культура» и удивиться – как, оказывается, мало мы знаем о соседях, живущих с нами в одном округе.