«Экспериментальная площадка» Ростовского молодежного театра представила необычную постановку: пластический спектакль «Сеанс»

Уже два года в рамках проекта «ЭП» демонстрируются новаторские работы профессиональных театров и творческих групп, студийно-самодеятельные. Студийно-самодеятельных больше. К тому же профессиональные коллективы, как правило, показывают те свои постановки, которые уже обкатаны, включены в репертуар.

«Сеанс» создавался артистами Ростовского молодежного вне производственного плана, в свободное от работы время. До «ЭП» никто его не видел.

Балетмейстер-постановщик Оксана Зиброва взялась за эту работу под впечатлением от «Истории солдата» — спектакля-номинанта премии «Золотая маска». Там четверо артистов балета и одна драматическая артистка с помощью танцев и немногочисленных слов создают страшные картины чеченской войны. Причем подчеркивается, что в основе «Истории»  — дневник участника этих событий.

Зиброва увидела своих будущих персонажей пациентами психотерапевта, которыми они стали, дойдя до последней роковой черты. Ростовский драматург Сергей Медведев написал для каждого из них драматическую историю. Впрочем, и для ростовских артистов большое достоинство их спектакля заключается в том, что у этих персонажей есть прототипы, и на сцене показываются (или, вернее, танцуются) непридуманные личные трагедии.

Музыка к «Сеансу»  — это современные мировые хиты или не широко известные, но классные композиции. Если не увлечет происходящее на сцене, можно закрыть глаза и получить удовольствие от концерта. Но игра актеров не может не зацепить: Анжелика Зайцева, Алексей Дронов, Арина и Александр Волженские играют, что называется, обнаженными нервами.

 — Пробрало до костей.

 — Поймала себя на мысли, что это и про меня,  — вот мнения после спектакля, эквивалентные высокой оценке воздействия этого спектакля на зрителей.

Однако прозвучавший на обсуждении «Сеанса» вопрос, имеется ли у этой постановки моральный посыл и в чем он заключается, вполне закономерен. Историй личных драм, от которых один шаг до уголовного преступления, - бездна. Можно ли считать очищающим и просветляющим финал спектакля, когда бесстрастный голос незримого психотерапевта предлагает всем пациентам, чьи истории были только что рассказаны и станцованы, взяться за руки? Девочке-подростку, готовой от скуки повеселиться с бандой грабителей, музыканту, который подсел на наркотики, сломавшись после травмы, поставившей крест на его карьере, женщине, порешившей молодую и наглую полюбовницу своего милого?..

Оксана Зиброва определяет главную идею этой постановки как тотальное одиночество, от которого и проистекает множество зол и несчастий. Ну как-то это слишком универсально, по-моему.

Что безусловно: зрителям хочется больше разнообразных спектаклей, необычного. А такой литературно-пластический «Сеанс» на нашем донском театральном пространстве пока, пожалуй что, единственный.

Кстати, несколько лет назад витала идея совместных постановок Ростовского музыкального и Ростовского молодежного. Может, «Сеанс» даст импульс такому сотворчеству? Или тому, чтобы и экспериментаторы из Музыкального театра показали в рамках проекта «ЭП» что-то свое, внеплановое? Слушать ведь страшно, с каким крутым «англичанским» прононсом, рискуя сломать язык, наши земляки называют стиль хореографии «Сеанса»: contemporary dance! Это плохо. Это значит, что «современный танец» (именно так и переводится это словосочетание) на нашей сцене еще в диковину. Потому и языку нашему  — чужой, не успел с ним сродниться. Хотя   — интересный, перспективный, открывающий широкие возможности.

Следующий «Сеанс» состоится 21 марта.