На прошедших в Сочи Олимпийских играх среди разнообразных российских символов особое место, как мне показалось, занимала шапка-ушанка. Она присутствовала не только в парадной форме наших спортсменов, в ней щеголяли и олимпийцы некоторых других стран. И не скрывали, что делали это в знак особой признательности русским традициям.
Хотя, как сказал гендиректор Первого телеканала Константин Эрнст, сценарии торжественных церемоний открытия и закрытия Игр как раз и хотели развеять миф об облике России, которую некоторые недоброжелатели за кордоном все еще представляют в образе небритого пьяного мужика все в той же шапке-ушанке.
Обидно даже как-то стало за скромный головной убор, который с удовольствием носили наши отцы и деды. Да и братья тоже. Помню, как его всю холодную зиму не снимал с головы мой отец, работающий на ферме. Была та ушанка сшита из какого-то черного искусственного меха, а внутри имела хлопчатобумажную стеганую подкладку на вате. В лютый мороз отец отвязывал на макушке шапки тесемки и опускал задний отворот вместе с «ушками», чтобы спасти лицо и шею от обморожений.
Не обходились без ушанок и мои братья. Впрочем, как и все мальчишки поры советского детства. Прибегали с горки запыхавшиеся и с красными щеками, отряхивая на крыльце облепленные снегом треухи (так еще называли ушанки). А мама, приговаривая «опять мокрые», клала головные уборы братьев для просушки на обмазанную глиной и побеленную кирпичную полочку, располагавшуюся сверху над горячей плитой с тлеющими угольками. В домах ведь было печное отопление.
Откуда же взялась наша шапка, какого она роду-племени? Оказывается, корни у нее вовсе и не русские. Если судить по материалам Интернета, то произошла она от монгольского малахая. Монгольская шапка представляла собой колпак в виде конуса, скроенный из овчины. Такая мужская шапка была незаменима зимой: ее широкие отвороты защищали лица и щеки воинов татаро-монгольской орды от ветра и метели.
Позже овчинные отвороты малахаев начали вертикально разрезать по бокам. Полученные в результате «уши» могли завязываться при потеплении погоды на затылке наездника. От таких малахаев и произошли легендарные мужские шапки-ушанки, которые со временем стали популярны на Руси.
Прототипами современных меховых шапок являются головные уборы XIV-XVIII веков. Наиболее близки по стилю шапки-кабардинки и шапки, популярные у запорожских казаков.
До XIII века в моде были так называемые треухи и более сложные магерки – шапки с отворотами и разрезами впереди, где обычно крепили перо с драгоценным камнем и кисточкой. Это украшение еще называлось «султан». Этнографы также приводят самый поздний вариант — шапку-малахай, круглую с наушниками. Её носили в Черниговской губернии в конце XIX века. Это практически точная копия нынешней ушанки.
Однако возрождение шапки-ушанки произошло после революции, в годы Гражданской войны в рядах Белой армии. Первые головные уборы, сходные по своему виду с шапками-ушанками, начали использовать в армии Колчака. С лета 1919 года получает широкое распространение «летний» вариант шапки Нансена —известного исследователя Арктики, норвежского путешественника Фритьофа Нансена. От классического варианта она отличалась тем, что, с одной стороны, была изготовлена полностью из сукна (то есть её назатыльник с ушами и передний клапан не обшивались мехом), а, с другой стороны, кроме вертикального переднего клапана она имела ещё и козырёк (по-видимому, также обтянутый сукном).
К осени 1919 года «колчаковка» получает в войсках адмирала Колчака очень широкое распространение.
В 1934 году шапка-ушанка обрела вид, привычный всем до сих пор. Ее стали носить Военно-Морские силы Рабоче-крестьянской Красной Армии. Шапка-ушанка черного цвета состояла из окола, суконного черного колпака, козырька и назатыльника с наушниками. Наушники в опущенном положении завязывались на тесьму, а в поднятом заправлялись внутрь назатыльника.
В соответствии с приказом Наркома ВМФ № 426 от 20 октября 1939 года суконный колпак заменили на кожаный, а также добавили обтянутую кожей пуговицу.
С 1940 года шапка-ушанка стала зимним головным убором армии и милиции. Головной убор делали из светлой овчины, хотя на флоте ушанки оставались чёрными.
Присутствует ушанка в обмундировании и современных подразделений Вооруженных сил и правоохранительных органов. Кстати, не только российских. Такой схожий головной убор можно встретить в Китае и Монголии, Северной Корее и Финляндии, Канаде и даже в Германии. С двухтысячных годов наш русский символ является элементом общегерманской зимней формы полиции ФРГ.
Так что пришлась по душе теплая и удобная ушанка не одним русским мужчинам. И не только военным. Правда, в последние годы сильный пол предпочитает носить вязаные шапки-колпаки. Зато мы, женщины, тут же воспользовались мужским замешательством и перехватили пальму первенства. Каких только ушанок не увидишь в зимнюю пору на прекрасных женских головках! Из трикотажа и замши, кожи и вельвета, стеганой болоньи и гобелена. И, конечно, из самого разнообразного меха всех цветов и оттенков.
Ну а то, что ушанка в западном мире является составной частью стереотипного «образа русского», так это совсем не помеха. Почему-то кажется, что не только в качестве сувениров везут ее из России иностранные туристы. Не зря же милая русскому сердцу шапка присутствует в модных коллекциях известных кутюрье.