Духи или, говоря языком специалистов, ароматы имеют богатую историю. Как считает кандидат химических наук, доцент кафедры химии и высокомолекулярных соединений ЮФУ, автор цикла лекций «Человек изобретающий» Михаил Клецкий, наибольший интерес в этой истории представляет конец XIX — начало XX века.
Фото/Видео: Алексей Ковтун
В ногу со временем
Особенно — период от взятия Бастилии в 1789-м до выстрела в Сараево, послужившего началом Первой мировой войны. Но каким образом ароматы связаны с этими событиями? Это — время рождения важнейших технологий производства духов в промышленном, фабричном масштабе, когда парфюмерия приобрела ауру искусства, когда появилась культура ароматов, множество связанных с ними легенд.
— Именно в этот период начала развиваться химия, —м рассказывает Михаил Ефимович. — Наука химия была основой парфюмерного производства, творчества, изобретательства в этой области. Это время, когда складывались самые мощные центры парфюмерного производства таких великих стран, как Великобритания, Франция, Германия.
В XIX веке появилось удивительное итало-немецкое изобретение — одеколон, или колон. Он был создан парфюмерами в Кельне. Неизвестно, как бы сложилась его судьба, если бы не французская армия, оккупировавшая Европу, и страсть Наполеона к одеколону. Почему именно французы? Да потому что на «чувственную» сторону жизни они всегда обращали особое внимание. И еще от того, что правительства Франции, будь-то имперские, монархические, республиканские режимы XIX века, всегда поддерживали парфюмерные производства. И были одними из самых активных пользователей, покупателей, клиентов парфюмеров. Например, знаковый для того времени одеколон «Империал», созданный парфюмером Герленом, и по сей день продается в европейских странах.
Для мужчин и женщин
Между прочим, в прошлые века одеколоном пользовались как мужчины, так и женщины.
— Первые попытки создания одеколона для женщин были предприняты британскими парфюмерами во времена королевы Виктории, - говорит Михаил Ефимович. - Королева носила вечный траур по любимому и рано ушедшему из жизни мужу. И ей пытались подражать в цветах одежды. Носили лиловые, черные платья. Даже пуговицы затягивали черной тканью. В те времена в Англии был большой период, когда парфюмом не пользовались. Считалось, чем его меньше, тем лучше. Но сама королева не брезговала ароматами, больше предпочитала «Болгарскую розу». Парфюмерия все-таки была — для избранных.
В начале правления королевы Виктории для мужчин нормой, скорее, было отсутствие каких-то ароматов. Запах свежего тела, может быть, табака. В то же время включение в Британскую империю новых областей, с их разнообразными экзотическими растениями, давали парфюмерам пищу для идей, создания новых образов ароматов. Хотя многие английские парфюмеры предпочитали работать во Франции, где не было «черного траура», парфюмерное производство в Британии все-таки пробило себе дорогу. Парфюмерные компании, возникшие в тот период, как, скажем, Халлеган, производят и сегодня потрясающие ароматы.
Прекрасное время
Рубежом разделения парфюма на мужской и женский стал конец XIX - начало XX века. Благодаря бурному развитию химии в парфюмерию практически повсеместно вошла синтетика.
— Этот период Belle Epoque (Прекрасной эпохи) начался открытием в Париже Эйфелевой башни — удивительного культурного объекта, и закончился в 1914 году, - говорит Михаил Ефимович. - В то время парфюмеры стали вводить в составы ароматов синтетические компоненты, и получались действительно удивительные вещи.
— А какие ароматы были наиболее популярны в начале XX века?
— Для женщин — все, что было связано с фиалкой, а для мужчин — лавандовые ароматы. Если бы я раскрашивал века в разные краски, я бы сделал этот период времени лиловым.
Тогда действительно была любовь ко всему лиловому, фиолетовому, пурпурному. И эта устойчивая любовь протянулась от времен Жозефины, жены Наполеона, фактически до Первой мировой войны. Страсть к лиловому была ярко выражена в картинах немецких художников, которые писали в жанре модерн, полотнах импрессионистов. Проявлялась в музыке, литературе. Кити, героиня романа Льва Толстого «Анна Каренина», всегда представляла себе Анну в лиловом. Это вообще был цвет времени. И он не мог не аукнуться в парфюмерии. Слово «виолет» — фиолетовый - «звучало» в составах ароматов самых разных производителей — авторов парфюмерии. «Вера виолет», «Виолет»...
Великий аромат, созданный Жаком Герленом, назывался «Лер Блю» - сумерки. И этот аромат по сути был предчувствием катастрофы. Он создал его в 1913 году, накануне Первой мировой войны. И лиловый цвет фактически перешел в цвет сумерек — густо-лиловый, непонятный, который бывает на закате. На закате человечества, культуры, нравственности.
Империя ароматов
Парфюмерные производства, возникшие сто и более лет назад, процветают и сегодня. Крупнейшие парфюмерные фабрики «Феминиш», «Живодан», «Мерк» продолжают выпускать духи, одеколоны, туалетную воду... И многие из нас пользуются их продукцией.
Но, говорит Михаил Ефимович, любой человек, который подбирает парфюмерию, должен в первую очередь решить для себя одну задачу: на кого рассчитан аромат? Прежде всего не на себя, любимого, что бы мы себе ни говорили, а на тех, к кому мы придем с этим ароматом. Это очень важно. Во многих странах вообще запрещено пользоваться парфюмерией во время работы. Потому что это может быть для кого-то аллергеном, для кого-то — эмоциональным раздражителем.
— Например, ароматы Жозефины невероятно раздражали Наполеона. Он, кстати, буквально обливался одеколоном. И это было связано еще и с тем, что он хотел отбить запах духов, которыми пользовалась Жозефина. Она, в отличие от Наполеона, очень хорошо понимала, что те ароматы, которые она любила, привлекают мужчин. И делала это не для себя, а для них.
— Наверняка, к 8 Марта мужчины хотели бы подарить любимым женщинам духи. Что бы вы им посоветовали?
— Я бы духи вообще не стал дарить. Если только я не знаю прицельно марку, которая нужна женщине. Покупать духи для кого-то — все равно, что купить галстук или костюм, не примеряя его на того, кому даришь. Более того, духи все-таки надо наносить на свою кожу. Один человек наносит аромат на запястье, другой — на одежду. Некоторые распыляют его в воздухе и входят в облако аромата — можно и так. А великий французский парфюмер Элина вообще рекомендует наносить его на затылок. Поэтому это все очень индивидуально.
И еще. Если среди духов вы все-таки выбрали те, что созданы парфюмерами еще в XIX веке по классической рецептуре, так называемой «пирамиде», то, как говорят специалисты, «услышав» аромат, уйдите с этим ощущением из магазина и погуляйте. Придите на следующий день. Эти духи создавались под XIX век, под те скорости жизни, которые были тогда. Можно было почувствовать аромат даже на следующий день, сообразить, подходит он или нет, вернуться в магазин и купить. Потому что «букет» «пирамиды» начинает раскрываться не сразу, а постепенно. Но это касается только «пирамиды». В случае же не пирамидальных ароматов, которых сегодня немало, решение можно принимать сразу. Но «слушать» больше двух-трех ароматов нельзя, поскольку запахи смешаются, и покупка выбранных в спешке духов не доставит радости.