На афише Ростовского музыкального театра появилось название спектакля, который, возможно, нигде больше в России сегодня не увидишь. Это — оперетта Франца Легара «Паганини».

Идея поставить эту оперетту в Ростовском музыкальном возникла у его дирижера Андрея Аниханова года два назад. Она понравилась московскому режиссеру Георгию Исаакяну, который в прошлом сезоне ставил на этой сцене оперу Гуно «Фауст». Исаакян увлек ею австрийского театрального художника Хартмута Шоргхоффера, и работа началась. Большая работа: ведь прежде еще потребовалось переделать либретто, которое, по мнению авторов постановки, изрядно обветшало. Технически сложным оказался проект сценографии.

DSC00765_1.jpg

«Паганини» — необычная оперетта. Как правило, герои оперетт — персонажи вымышленные, а тут реальные лица: гений скрипки Никколо Паганини, владетельная княгиня, сестра Наполеона Анна-Элиза и ее супруг князь Феликс.

Намек на романтическую связь Паганини с этой княгиней можно встретить на страницах жизнеописаний маэстро. Было это или не было — вопрос, однако именно вокруг этого стержня и закручено действие оперетты Легара.

Существуют различные подходы к изображению Паганини в искусстве. В наружности самого первого Паганини, появившегося на киноэкране (этот фильм сняли в 1923 году, за два года до появления оперетты «Паганини», немецкие экспрессионисты), определенно было что-то не только вдохновенное, страдальческое, но и колдовское, демоническое. По такому пути нередко шли и в последующие годы.

Прошлая осень подарила интересующимся феноменом Паганини киновстречу с совершенно иным маэстро. Хотя этот фильм и называется «Паганини: скрипач дьявола», в чертах актера, исполнившего его роль, нет ничего инфернального. Больше того: гримеры так потрудились над его лицом, привлекательным от природы, что Паганини получился сказочным принцем.

В Ростовском музыкальном тоже не стали превращать Паганини в демона, который гипнотизирует дам исключительно чарами своей музыки, и безобразить его портрет.

В фильме впервые за всю историю кинопаганинианы роль маэстро исполнил не драматический артист, а скрипач-виртуоз (Дэвид Гаррет).

Певца в оперетте, в отличие от драматического артиста в кино, так легко скрипачом не заменишь, но Ростовский музыкальный все же нашел способ превратить условные (у Легара) концертные соло главного героя в реальные.

— У нас не существовало сомнений в том, что в оперетте «Паганини» должна звучать не только музыка Легара, но и музыка самого Паганини, — сказал Георгий Исаакян.

И действительно: не раз по ходу действия здесь приподнимается над оркестровой ямой скрипач, чтобы сыграть самые известные и любимые мелодии легендарного маэстро.