В минувшие выходные донская столица простилась с народной артисткой России Ангелиной Кржечковской




На сцене и в жизни она была яркой, темпераментной, с мощным зарядом позитивной энергии. «Настоящая казачка»,— восхищались зрители, особенно после того, как она сыграла Лушку Нагульнову в «Поднятой целине». А она родилась далеко отсюда — в Чите и прежде, чем поступить в Ростовский драмтеатр им. Горького, играла на сценах Ленинграда и Кишинева, Хабаровска и Омска.

Но ростовская страница все же стала в творчестве Кржечковской главной. На сцену ростовской драмы Ангелина Кржечковская впервые вышла в 1960-м, и уже вскоре заговорили о том, что на донском театральном небосводе зажглась новая звезда.

Наталия Перминова, в те годы — заведующая литчастью театра им. Горького, вспоминает:

— Событием в истории донского театра (как минимум — донского) стала постановка режиссером Бейбутовым второй части «Поднятой целины». Для театра это была большая дерзость, учитывая тот факт, что недавно вышла экранизация этого шолоховского романа, в которой блистали Евгений Матвеев и Людмила Хитяева.

Однако Михаил Александрович Шолохов благословил наших артистов на создание сценической версии романа, а премьера, состоявшаяся в станице Вешенской, доказала, что старались они не зря! Огромный успех выпал тогда на долю Ангелины Кржечковской.

Этот спектакль возили в Москву — и там его тоже принимали на ура. А потом возникла идея еще и советско-болгарской постановки. Бейбутов делал спектакль «Поднятая целина» для Плевенского театра, в нем играли трое наших, Ангелина Кржечковская — в их числе.

У Кржечковской была потрясающая актерская интуиция. В спектакле «Закон вечности», поставленном по одноименному роману Думбадзе, она играла Марго. Это был реальный персонаж старого Тбилиси. Я выросла в Тбилиси, я ее помню. Но Кржечковская не была в Тбилиси, и эту женщину никогда не видела. И вдруг она выходит на сцену, и — это та самая, настоящая тбилисская Марго…

У Ангелины Кржечковской всегда было множество поклонников, но после того, как она сыграла леди Торренс в спектакле «Орфей спускается в ад», казалось, весь Ростов был в нее влюблен, всюду только о ней и говорили.

В 1980-м Кржечковская вместе с коллегой Волковым задумала сделать камерный спектакль для малой сцены «Игра в джин». Сначала они самостоятельно репетировали в свободное время, потом к осуществлению этой затеи подключился режиссер Юрий Еремин. И — состоялось второе открытие Малой сцены, на которой не было спектаклей со времен Завадского.

Ангелина Агеевна играла в театре с азартом, она с удовольствием бралась за роли, которые предлагала ей жизнь, и в этом тоже преуспела. Это были роли Матери, а потом и Бабушки, Замечательной хозяйки дома, Депутата горсовета, Наставницы молодых актеров.

Ей был отмерен долгий век, и прожила она его красиво.