В Ростове состоялись публичные слушания по обсуждению проекта планировки охранной зоны собора Рождества Пресвятой Богородицы.

На них присутствовали представители общественных организаций, многочисленные архитекторы из разных ведомств, включая реставрационные мастерские института «Спецпроектреставрация» и «Горжилпроект», предприниматели, горожане и СМИ. Представленный проект не получил на слушаниях ни одного положительного отзыва.

P1020691.jpg

Напомним, это уже четвертый по счету проект реконструкции охранной зоны собора. Первый был выполнен институтом «Спецпроектреставрация» еще в 90-е годы. Второй разработал «Горжилпроект», третий — архитектор А. Полянский, бывший главный архитектор РО.

2014-05-06-10-09-26.jpg

И вот — еще один, четвертый. В его разработке приняли участие как «гражданские» архитекторы, так и епархиальные. В зону реконструкции попали Центральный рынок, вещевой рынок «Белый аист», здание бывшего лицея модной одежды, переданное Ростовской епархии, соседнее с ним историческое охраняемое здание (арендуется магазинами) и собственно сама Соборная площадь с примыкающей территорией до Буденновского проспекта. Новый проект предполагает:

- перенос трамвайных путей с ул. Станиславского на ул. Московскую на отрезке от Буденновского до Семашко. Трамвайные рельсы сделают «петлю» в обход собора и вновь повернут на Станиславского по Семашко. Чтобы реализовать эту часть проекта, необходимо убрать пресловутый «домик Бояркина», иначе трамвай просто не впишется в поворот. На плане это строение отсутствует, однако вслух о судьбе скандально известного сооружения на слушаниях не было сказано ни слова;

- улица Станиславского на отрезке от Буденновского до Семашко останется проезжей для общественного транспорта. Рынок «Белый аист» ликвидируется;

- территория подземного освоения расположится в «квадрате» Буденновский — Московская — Соборный - Станиславского. Здесь предполагается строительство подземной двухуровневой стоянки. Наверху будут располагаться остановки и бульварная зона;

- переулок Соборный предполагают сделать пешеходной зоной. С помощью двух подземных переходов он свяжет собор с парком Горького. Один переход пророют под Большой Садовой, второй — под Московской, которая станет перегруженной транспортной артерией (к имеющемуся движению добавится трамвай) и переходить ее будет небезопасно;

- памятник св. Димитрию Ростовскому перенесут на 25-30 метров на восток и повернут лицом к собору, спиной к городу.

Обсуждение проекта получилось бурным и эмоциональным. Ни одно из перечисленных предложений поддержано не было.

У участников публичных слушаний вызвало недоумение предполагаемое строительство двух подземных переходов , которые затруднят доступ к храму и не облегчат доступ к парку Горького старикам, инвалидам и родителям с колясками.

Архитекторы были озабочены тем, что при переносе «красной линии» по ул. Станиславского она пройдет как раз по «телу» здания - памятника архитектуры, соседствующего с бывшим лицеем.

Возмущались предприниматели, чье рабочее место — вещевой рынок «Белый аист». Здесь работают более 200 человек. Закроют рынок — двести семей лишатся доходов. Более всего бизнесмены негодовали на то, что их никто не предупредил о грядущих переменах, хотя договор аренды подписан до 2029 года. На предложенном плане они увидели на месте рынка пару клумб.

Было много возражений по поводу переноса трамвайных путей на и без того забитую транспортом Московскую. Проектировщики не скрывают, что это предложение поступило от епархии — как объясняют, с целью сохранения соборного комплекса. Однако если это так, то как объяснить строительство подземного паркинга в зоне собора? Рытье котлована может значительно сильнее повлиять на подвижку грунтов, чем трамвайное движение, что грозит целостности соборных строений — той же колокольни, возражали архитекторы

Вызвало недоумение и желание епархии перенести памятник св. Димитрия Ростовского на другое место, повернув его спиной к городу.

Ростовчане живо интересовались, во сколько обойдется перенос трамвайных путей в обход собора. Однако ответа так и не услышали.

Поскольку предложенный проект представляет в основном интересы епархии, то многие решили, что мэрия передала охранную зону собора (3, 7 га) в ее собственность для того, чтобы «...превратить епархию в Ватикан», как выразился один из выступавших. Однако это предположение не соответствует действительности — земля была и остается муниципальной. А вот платить за перенос трамвайных путей придется, и правда, горожанам...

Мы так подробно останавливаемся на мнении участников публичных слушаний по одной простой причине. Как правило, мнение ростовской общественности на таких мероприятиях остается «за кадром» и не учитывается при принятии окончательного решения. Публичные слушания в Ростове давно превращены в формальную процедуру, предусмотренную законом.

Кстати, большинство участников публичных слушаний были уверены в том, что, несмотря на все заверения представителей мэрии о том, что ведется аудиозапись всех выступлений и все мнения будут учтены, это всего лишь слова. Иначе зачем всем выступающим было предложено высказаться еще раз - уже в письменной форме?