Возможно, новые находки археологической экспедиции Азовского музея-заповедника появятся не только на страницах научных сборников, но и войдут в путеводители по этому древнему городу.
Фото/Видео: Марина Каминская
В Азове, на пересечении улиц Ленинградской и имени Зои Космодемьянской, археологи обнаружили два захоронения. Почти что одно под другим. При этом временное расстояние между ними — в целую тысячу лет.
Каждое загадало ученым свою загадку, и в одном, и в другом оказались изделия из благородных металлов.
В средневековом погребении , которое предположительно датируют XIII веком или началом XIV, покоилась женщина. При взгляде на украшения ее головного убора можно было бы решить, что это — половчанка. Ведь такого типа головные уборы носили замужние половецкие женщины высокого социального статуса. Но если это половчанка, да еще непростая, почему же рядом с ней нет ни коня, ни какого-либо предмета, который бы символизировал коня? К примеру, сбруи, указывающей на ее принадлежность к всадническому сословию?
И, самое главное, почему сородичи положили ее на бок, что по здешним степным законам считалось признаком неравноправия? Почему не спит вечным сном на спине?
— В то время далеко на юг продвинулись мордовские племена, — говорит Андрей Масловский, заведующий отделом археологии Азовского музея-заповедника. — Не исключено, что это — как раз мордовская женщина из племени, которое позаимствовало у половчанок фасон головного убора. Или так сложилось, что головные уборы, которые носили эти мордовские женщины, были похожи на половецкие — ведь и тогда дизайнерские идеи носились в воздухе. Наверняка можно утверждать лишь то, что серебряные нашивные украшения с ее головного убора — это образчики высокотехнологичной продукции городских ремесленников. И то, что эти эффектные находки станут теперь украшением нашей музейной экспозиции.
Азовские археологи не остановились на извлечении из земли этих средневековых артефактов. Копнули глубже: «А вдруг какой суслик утащил золотую вещицу в свою норку?» — и шутка неожиданно стала пророческой.
Глубже оказалось еще одно захоронение. Только уже не средневековое, а античное. Давным-давно разграбленное, но не дочиста. Археологи подняли фрагмент керамики и увидели, что к нему прилипла малюсенькая золотая бляшка. Начали просеивать землю вперемешку с древним тленом — обнаружилось еще несколько таких бляшек и часть какого-то предмета, украшенного золотой фольгой. Многим читателям, вероятно, именно этот миг покажется большой удачей азовских археологов, но у ученых иные мерки. Для них те серебряные нашивки более интересны. Потому что редкость.
По оценке Андрея Масловского, это античное захоронение считалось богатым. В нем, судя по всему, изначально было столько различных вещей, что у
археологов возникло сомнение: жившие ли здесь меоты так проводили в мир иной своего сородича? Но меоты вряд ли были убеждены в том, что отправлявшемуся к праотцам нужно много вещей. Тем более что помощника-коня у него не было. Так что скорее перед нами последняя тайна кочевника-сармата, занесенного сюда каким-то степным ветром.
Интересно, что есть еще один признак, по которому это захоронение должно было считаться богатым. Нет, вовсе не из-за наличия в нем золотых бляшек или золотой фольги. Там была стеклянная посуда! А это для здешних варваров — большая экзотика.