Сегодня в Ростове прощаются с народным артистом СССР, ветераном Великой Отечественной войны, почетным гражданином донской столицы и Ростовской области Михаилом Ильичом Бушновым.

Не у каждого талантливого артиста есть громкое имя, не всякий именитый авторитетен. Слава Бушнова давно перешагнула порог Ростовского академического театра драмы им. Горького, которому он преданно служил более полувека. Его слово было веским не только в кругу коллег.

Бушнов не приветствовал вступление актеров в различные политические партии, но был убежден, что стоять в стороне от общественных дел известный артист не имеет права. Сам до последних своих дней активно участвовал в работе областной Общественной палаты, губернаторского совета по культуре, областного общественного совета полицейской службы. Но при этом ничего не было для него главнее и важнее театра.

— Михаил Ильич считал, что артист может не выйти на сцену в спектакле, где должен играть, в одном случае: если он умер, — рассказывает ученица Бушнова – театрального педагога, ныне ведущая актриса театра им. Горького Кристина Гаврюкова. — Это были выстраданные слова. Ведь однажды жизнь поставила Михаила Ильича перед выбором: или он доигрывает спектакль, или срывает его, но успевает проститься с умирающей мамой, а врачи сообщили ему, что минуты ее сочтены.

Он доиграл спектакль и, к счастью, успел к маме до рокового мгновенья. А, может, это еще и мама была такой же сильной духом и сумела дождаться сына…

Бушнов был артистом широчайшего диапазона. Блистательно играл в драмах, трагедиях, комедиях, музыкальных спектаклях. Он продолжал традиции старых театральных мастеров, у которых каждый жест должен быть отточен, интонация — выверена, а дикция доведена до такого совершенства, что зритель четко слышит каждое слово, даже произнесенное из глубины сцены, спиной к залу…

Михаил Ильич гордился своими наградами и званиями – боевыми и за театральные достижения, а он был лауреатом Госпремии и национальной премии «Золотая маска», вторым (после Петра Лободы) и последним в истории донского края народным артистом Советского Союза. Но у него была и собственная шкала самооценки. Он работал так, чтобы сказать самому себе: «Вот это по–бушновски».

В 89 лет (!) Бушнов вышел на сцену в премьерном спектакле «В тени виноградника», который поставил для него его ученик Николай Сорокин. Причем играл главную роль. Его герой переживал гамму чувств: стариковское одиночество, неожиданно нагрянувшую любовь, потерю любимого человека, желание потратить остаток душевных сил на доброе дело в память о возлюбленной…

Когда прошлой осенью Бушнов решил отметить свой 90–й день рождения не торжественным вечером, а игрой в этом спектакле, да еще перенесенном с малой сцены театра на большую, у многих театралов возникло ощущение, что и этот юбилей в его жизни — не последний, что Бушнову известен рецепт вечной молодости души, секрет бессмертия. Он, кстати, еще совсем недавно поговаривал о том, что хотел бы поработать над новой ролью, — вот только найти бы подходящую пьесу…

— У Михаила Ильича было что–то вроде ритуала: в утро своего юбилейного дня рождения он, глядя в зеркало, говорил себе: «Ну что, еще пяток лет накину?» Такая оптимистическая программа, наверное, и помогала ему держаться в завидной форме, — говорит Кристина Гаврюкова. — Боженька его, конечно, берег. Возможно, для того, чтобы все новые поколения артистов и зрителей смогли увидеть так необыкновенно одаренного им человека. Михаил Ильич прожил далеко не безоблачную, но счастливую жизнь. Потому что до самых своих последних дней был востребован и словно прямо со сцены шагнул в историю театра, в легенду.

Впрочем, легендой Бушнов стал еще при жизни. Прощание с Михаилом Ильичом Бушновым пройдет сегодня с 12 до 14 часов в его родном доме — театре им. М. Горького.