На белом велосипеде, как на белом коне, возвратилась на сцену Ростовского музыкального театра графиня Марица.
Возвращение Марицы и, соответственно, одноименной оперетты Кальмана произошло по многочисленным просьбам зрителей. Тех, что еще помнили прежнюю «Марицу», которая шла в Ростове более тридцати сезонов подряд, но в конце концов так обветшала, что из репертуара ее пришлось убрать.
Поставить в Ростовском музыкальном новую «Марицу» согласился один из лучших российских режиссеров, работающих в этом жанре, Кирилл Стрежнев. Но театр и представить себе не мог, что значила для него эта оперетта. Оказывается, в жизни Стрежнева «Марица» случилась только однажды. В ту пору он был еще совсем молодым режиссером и работал в небольшом городке Новоуральске.
Стрежнев говорит, что сделал тогда добротный спектакль, но не сумел еще так проникнуться красотой этой кальмановской вещи, чтобы сердцем понять: «Марица» — это оперетта первого, то есть высшего, круга!
В Ростове у него появилась возможность встретиться с «Марицей» как будто в первый раз, забыв о том, чего не произошло между ними когда-то. Интересно, что Стрежнев пригласил, в свою очередь, в этот спектакль своих старых друзей, с которыми давно не работал над опереттами, ныне главных художников столичной «Геликон-оперы» Игоря Нежного и Татьяну Тулубьеву. У них здорово получились неоглядные венгерские дали.
Кирилл Стрежнев — категорический противник переделки либретто классических оперетт, хотя ныне это широко практикуется. В репертуаре Ростовского музыкального есть «Баядера» с остроумным, изрядно переписанным либретто, подновленный «Паганини»… «Марица» же, напротив, по словам Стрежнева, максимально приближена к оригиналу.
Однако режиссер позволил себе перенести события «Марицы» из конца XIX века в начало XX, а персонажей представить большими поклонниками спорта. Они и с парашютом прыгают, и на велосипедах ездят (а также на самокате и роликовых коньках). И боксируют, и фехтуют. Даже музыкальный дуэт могут завершить, кувыркнувшись через голову.
Создатели спектакля объясняют, что такое увлечение спортом передает атмосферу того времени. Но зрители видят в этом и намек на дату рождения спектакля: появился на свет в год нашей Олимпиады.
Елена Клиничева, хормейстер-постановщик Ростовского музыкального, заметила накануне премьеры, что «Марицу» вдохновенно репетировали, все больше и больше влюбляясь в это творение Кальмана, даже новые молодые хористы, которые прежде в оперетте не пели и не считали себя поклонниками этого жанра.
Хочется надеяться, что и на их ровесников в зрительном зале красота новой «Марицы» произведет неменьшее впечатление.