На сцене Ростовского молодежного театра вновь «Собаки». Правда, уже не те: «Собаки-якудза». Якудзой в Японии называют форму организованной преступности.
Просто «Собак» поставил в этом театре более двух десятков лет назад его тогдашний главреж Владимир Чигишев. Впрочем, это были далеко не просто «Собаки». Во-первых, рок-опера. Во-вторых, в ее персонажах — собаках, живущих в овраге, зрители угадывали представителей, как тогда говорили, неформалов. Рокеров, байкеров, брейкдансеров, металлистов и т. д. Тех, которые в глазах идеологов той эпохи, были чуждым элементом.
Спектакль появился в то время, когда «дверочка» гласности отворилась, о неформалах, прежде редко упоминаемых публично, заговорили и заспорили в радио- и телеэфире. Но многие, особенно власть имущие, тем более далеко от Москвы, продолжали относиться к ним с большой опаской.
Персонажи, одетые как классические неформалы да еще и поющие рок-композиции... Ничего подобного на донской театральной сцене прежде не было. И не только на донской. «Собаки» шли с оглушительным успехом всюду: и дома, и на гастролях.
Этот спектакль надолго вошел в репертуар Ростовского молодежного. Он стал его визитной карточкой. Уже подзабылось, что такое неформальные молодежные объединения, уже иные неформалы обрели ту респектабельность, над которой издевались в молодые годы, а у «Собак» по-прежнему было много новых благодарных зрителей, которые находили в этой рок-опере уже что-то свое.
Потенциал пьесы «Прощай, овраг!», ставшей основой для создания рок-оперы «Собаки», не исчерпан и по сей день. Она и сейчас идет в профессиональных и любительских театрах. Ведь ужас беззащитных, от которых хотят очистить овраг, чтобы возвести на его месте многоэтажку, теперь даже понятнее, чем прежде.
Однако action-мюзикл «Собаки-якудза» — это не новые вариации на тему «Прощай, овраг!» Нынешний главреж Ростовского молодежного Михаил Заец отталкивался от другой востребованной пьесы. Ее автор — Юрий Клавдиев.
Если сказать, что это тот самый человек, который написал сценарий телесериала «Школа», многие из поколения первых зрителей чигишевских «Собак» насторожатся.
«Собаки-якудза» — это не согретый душевным теплом «Прощай, овраг!» Но это и не «Школа». Тут как-то все слегка по-голливудски, начиная от типажей и кончая остротами.
Зрителям «Собак» трудно было сдержать слезу, когда Гордый, пес благородных кровей, решал разделить печальную участь своих бездомных друзей, пусть погибнуть, но не предать. «Собаки-якудза» тоже заставляют переживать за главного героя - ирландского сеттера Свена, брошенного хозяевами в парке и затеявшего опасную игру против главарей местной собачьей мафии. Проникновенно исполняет его роль Евгений Овчинников, но сам персонаж другой — не такой открытый и бесхитростный. И чувства он вызывает иные — не такие сильные.
В «Собаках-якудза», как и в тех «Собаках», звучат композиции ростовских авторов. Теперь это уже не рок-музыка, а хип-хоп: опусы активно завоевывающей радио- и телеэфир группы маt!э band. В спектакле они звучат как монологи персонажей о сложных жизненных вопросах.
Среди артистов, занятых в «Собаках-якудза», есть те, которые играли в «Собаках». Валерия Искворина там была Таксой, а здесь — Кошка. Причем ярчайшая индивидуальность. А какой голосище!? На этом спектакле стоит побывать только ради того, чтобы увидеть и услышать Кошку.
А Юрий Филатов, наоборот, прежде был котом с японским именем Ямомото, ныне — дед Собак, хранитель самурайской мудрости.
Кстати, самурайский уклон этой пьесы ( в спектакле он усилен показом кадров из старого фильма про самураев давних времен), объясняют в Сети тем, что дед ее автора Юрия Клавдиева, участвуя в войне против милитаристской Японии, проникся уважением к вековым традициям самураев и повлиял на внука, который вырос в убеждении, что путь мужчины — это путь самурая.
Мюзикл «Собаки-якудза» вышел в годовщину смерти Чигишева. Эту премьеру театр посвятил ему, посвящение не могло не вызвать толков о том, как воспринял бы сам Чигишев этих новых «Собак»?
Спорить об этом — дело непродуктивное, но вот интересный факт: в Казанском театре юного зрителя, который Чигишев возглавил, уехав из Ростова, нынешней весной тоже поставили спектакль про опасные приключения ирландского сеттера Свена...
Есть постановки пьесы «Собаки-якудза», финалы которых выдержаны в духе легенды о рыцаре, убившем дракона, но вскоре принявшим его облик и повадки. Михаил Заец ставит точку в своем спектакле в тот момент, когда победители поют красивую мантру - хит этого мюзикла - и верят, что они — на пути к добру и справедливости.