Василия Шеховцова в художнических кругах называют порой степняком. Художником-степняком. Потому что родом он из степного Песчанокопского района, а его второй малой родиной стал выросший в степи город Сальск. Потому что любит Шеховцов донскую степь и мастерски изображает ее на холстах.
Фото/Видео: Аркадий Будницкий
Донская степь в его творчестве — тема магистральная, но не единственная. Убедиться в этом можно, побывав на персональной выставке Шеховцова, которая открылась в Ростовском областном музее изобразительных искусств. Здесь не только опоэтизированные картины донской степи, но и пейзажи Севера. А еще без прикрас прекрасные цветы. А еще таинственная рождественская ночь, словно готовая обернуться веселой гоголевской мистерией.
—«Ночи» он пишет по-особому. И на всероссийских, и на международных выставках они отличаются от «Ночей» других художников, - считает земляк и коллега Шеховцова Василий Зинченко.
— Почему так притягивают вас ночные пейзажи? — спрашиваю Шеховцова, а он отшучивается:
— Днем на писание картин нет времени: много других дел. А ночь — она моя всецело.
Шеховцов с его неуемной энергией (недаром в молодые годы был капитаном студенческой футбольной команды) никогда не мог довольствоваться одной лишь работой в художественной мастерской. Он руководил Сальской художественной школой, а потом добился вместе с единомышленниками создания в Сальске художественного музея. С тех пор Василий Александрович — его директор.
Немало художников не видят сегодня ничего зазорного в том, чтобы запечатлеть сначала с помощью фотоаппарата тот чудесный уголок природы, который остановил их взгляд, а уж потом перенести его на холст, вдохновляясь этой фотографией. Шеховцов пишет по заветам старых мастеров: исключительно с натуры.
— Неужели вы и на Таймыр ездили с этюдником за плечами? Ноша ведь нелегка... — удивилась я после знакомства с его северными пейзажами.
— На Таймыре все принадлежности, необходимые для письма с натуры, мне одолжили местные художники, — сказал Шеховцов. — А когда ездил на Байкал, брал напрокат в местном Союзе художников еще и валенки. Они оказались с протертой подошвой. Видно, много охотников запечатлеть красоты тех мест.
Не знаю, как другие, а Шеховцов протирал байкальские валенки явно не зря.
Любую картину художник пишет сначала в своем воображении. Василий Александрович нередко делает это в рейсовых междугородних автобусах во время служебных командировок. Увидит из окна то, что его восхитит, и начинает представлять, как могло бы это получиться на холсте. Так что пока доезжает до конечного пункта, нарисованная воображением картина уже готова. Остается вернуться в ту живописную точку, чтобы за пару сеансов сделать картину маслом — еще один портрет донской степи.