Мировые экранизации известнейших пьес с участием звезд театральной сцены, диалоги о современном театре, интервью с актерами, только что игравшими на экране, — все это фестиваль «Театральный киносезон». Недавно он во второй раз побывал в Ростове.

Сегодня в кинотеатрах господствуют фильмы западных режиссеров. Отечественные — в явном меньшинстве. Из-за стремления режиссеров «прогнуться» под невзыскательную аудиторию кино становится все более «плоским» и предсказуемым, юмор — все более низким и аморальным, сюжет — все более клишированным и лишенным интриги. Кино утратило свою прелесть.

И вот на фоне множества низкопробных проектов появилось то, чего не хватает сегодня подготовленному зрителю. В России, на Украине и в Казахстане уже третий год проводится театральный кинофестиваль. В его программе — мировые постановки превосходных классических опер, балетов, а также снятые на пленку современные драматические спектакли известных сценаристов и драматургов. Достаточно сказать, что в фестивальных показах принимают участие такие театры, как Королевский национальный театр (Лондон) или Шекспировский театр «Глобус».

В Ростове фестивальный показ проходит только в одном кинотеатре. На экране «Большого», что в торгово-развлекательном центре «Вавилон», еженедельно демонстрируются фильмы-спектакли, предоставленные дирекцией фестиваля в рамках летнего киносезона.

Фестивалю удалось соединить, казалось бы, трудносоединимое: театр и кино. До этого никогда не мог представить, что буду смотреть театральную постановку на экране кинотеатра. Для меня такой опыт оказался первым. Особенно поразил антракт — непривычная для кинозала вещь. Во время него на экране появляется создатель демонстрируемой пьесы.

Посмотрев в этом сезоне двухактный «Маленький семейный бизнес» в постановке Королевского национального театра, хочу заметить, что режиссер Адам Пенфорд. отлично справился со своей задачей. В центре фарсового сюжета пьесы драматурга А. Эйкборна — Джек МакКракен, честный и порядочный человек. Бизнесмен, которого просят возглавить разваливающуюся мебельную фирму, руководимую дряхлеющий тестем. Главный герой решает вернуть бизнесу доброе имя. Но обстоятельства вынуждают вместо этого опекать его безумную, погрязшую во лжи семейку. Сюжет построен на своеобразном противопоставлении принципов консервативной Британии и новых раскрепощенных тенденций современного британского общества. Сквозь увеличительное стекло классического английского юмора мы можем наблюдать разложение моральных принципов старой доброй Англии.

Юмор ленты, надо сказать, достаточно тонок и интеллигентен. Хотя в некоторых моментах оказывается излишне пикантен. Оттого фильм-спектакль и не рекомендован «детям до 16». Однако игра актеров великолепна и компенсирует все двусмысленности юмора. Отлично решены и декорации, радует операторская работа и монтаж видео. Вообще, в фильмах-спектаклях «Театрального киносезона» присутствует вкус во всем — чего уже давно не наблюдается в массовом кинематографе.

Лишь одно огорчает: самый дешевый билет на один фестивальный сеанс стоит 350 рублей, самый дорогой тянет на все шесть сотен. Многовато для «важнейшего из искусств». Билет в театр обходится дешевле. А здесь все-таки всего лишь кинокопия театральной постановки..