25 июля в донской столице откроют памятник Владимиру Семеновичу Высоцкому

Все – в вагоне, он – на крыше

Впервые Высоцкий въехал в Ростов на крыше вагона пассажирского поезда. Это было в 1961 году. Поезд вез на гастроли столичный театр им. А. С. Пушкина, в труппу которого недавно приняли Высоцкого.

Жена Высоцкого – Иза Константиновна – работала тогда в Ростовском театре юного зрителя. Она прибежала на вокзал и, не увидев мужа среди прибывших, спросила его коллег: «А мой где?»

– На крыше! – весело ответили ей.

Ростовский железнодорожный вокзал встречал многих выдающихся людей: уже знаменитых и тех, кому еще только предстояло прославиться. Возможно, здесь появится когда-нибудь арт-галерея, в которой будут и Высоцкий на крыше вагона, и Есенин, встретивший здесь бывшую жену, все еще неразлюбленную, и Чехов, и Солженицын. Но памятник Высоцкому, который откроется 25 июля, появится в другом месте: на улице Пушкинской, рядом с Домом кино.

Наверняка идея увековечить таким образом память о Высоцком приходила ко многим ростовчанам: скульп­туры Высоцкого и даже целые скульптурные комплексы установлены в больших и малых городах. И не только российских. Однако чтобы осуществить такую мечту, недостаточно быть искренним поклонником творчества Высоцкого. Тут требуются еще энергия и упорство. К счастью для ростовчан, все это есть у ростовского телережиссера Людмилы Скворцовой.

Мы не раз писали о Людмиле: уже много лет она отмечает дни рождения Высоцкого открытием выставок фотографий, на которых запечатлены Высоцкий и его друзья. С тех пор, как Скворцова создала и возглавила инициативную группу по установке памятника Высоцкому (а произошло это в 2009 году), можно было не сомневаться, что бронзовый Высоцкий займет свое место на постаменте теперь еще и в донской столице.

Первая в мире доска

А знаете, где появилась первая в мире мемориальная доска с именем Высоцкого? У нас, на Дону. Точнее, в Ростове в 1976 году. То есть при жизни Владимира Семеновича.

Годом раньше в донской столице проходили большие гастроли Театра на Таганке. Одной из самых ярких его звезд был Высоцкий. Но ростовчане лелеяли мечту не только побывать на спектаклях, в которых играл Высоцкий, но и услышать вживую его песни.

Едва ли теперь можно сосчитать, сколько всего концертов – оговоренных заранее и полуимпровизированных, на квартирах поклонников, дал Высоцкий за время этих гастролей. Но о нескольких известно более или менее определенно. Два из них были в корпусах Ростовского комбината прикладного искусства.

Воздействие песен Высоцкого на сотрудников комбината прикладного искусства было таково, что Владимира Семеновича повели в святая святых этого учреждения: комнату, где хранились лучшие образцы творчества его мастеров: бери, мол, все, что хочешь.

Высоцкий выбрал четыре керамические вещицы, повертел в руках и сказал, что это невероятно: на всех четырех стояло имя одного и того же художника: Шихачевский. Он захотел с ним познакомиться, но тут вышла небольшая заминка: Высоцкому сообщили, что этого мастера не было на концерте и вообще он бывает на комбинате нечасто, а у себя никого не принимает.

Эти слова раззадорили Владимира Семеновича: неужто его, Высоцкого, да не примет?! Шихачевскому позвонили, и от встречи он, действительно, не отказался, однако поставил условие: пусть Высоцкий приходит, но только не пьет.

Знакомиться с заинтересовавшим его художником Высоцкий отправился вместе другом и коллегой Иваном Бортником. Гитару с собой не взял, но встреча вышла такой душевной, что не обошлось без песен, и инструмент одолжили у соседей.

А Шихачевский оказался еще и мастером приготовления настоек, причем с использованием самых неожиданных ингредиентов. Он предложил гостям продегустировать напитки – понемножку, по глоточку.

Хотя другим работникам Комбината прикладного искусства не повезло так, как Шихачевскому, свою короткую встречу с Высоцким они расценили как событие, которое следует увековечить. Сделали в память о том концерте мемориальную доску. Устанавливали ее, правда, тихо, неофициально. Власти, вероятно, сделали вид, что эту доску не заметили: ведь находится комбинат в месте малолюдном.

Мог стать ростовским артистом

От того квадрата, на котором установят памятник Высоцкому, рукой подать до драмтеатра им. Горького. Рассказывают, что с этим театром у Высоцкого был связан забавный эпизод. Однажды Высоцкий, еще молодой и никому не известный, будто бы пришел сюда устраиваться на работу: хотел быть поближе к жене, работавшей в Ростовском тюзе. Но руководству он почему-то не глянулся. А кроме того, смутил руководство театра его хриплый голос!

Но место, где будет стоять памятник, на самого Высоцкого могло навеять и воспоминания элегические: здесь между ним и женой случилась ссора, после которой стало ясно, что дальше им вместе не быть. Так, может, стоило подыскать для установки этого памятника другой квадрат?

По мнению Людмилы Скворцовой, энергетика пространства тут не при чем: то был сценарий его судьбы. К тому же расстались они с Изой Константиновной друзьями, друзьями оставались и все последующие годы.

Иза Константиновна Высоцкая давно уже живет в Нижнем Тагиле. Она – актриса тамошнего драмтеатра.

Нет, он – не Гамлет

Путь, по которому шли Скворцова и инициативная группа по установке памятника Высоцкому, был дорогой надежд, разочарований и новых надежд.

Первоначально верилось, что это будет памятник, построенный на народную копеечку. Для этого в людных местах установили копилки. Но наполнялись они не так быстро, как мечталось. Бывало, что копилки разбивали хулиганы. Случалось, что инициативная группа сталкивалась с нечестностью людей, которые брались помочь с организацией благотворительных концертов, средства от которых должны были пойти на этот проект.

За пять лет в копилках собралось полмиллиона рублей. Много это или мало? Для того, чтобы сделать и установить памятник, мало. Сложно сказать, сколько пришлось бы еще собирать, и когда появился бы в Ростове памятник Высоцкому, если бы не ростовский предприниматель и меценат Иван Саввиди. Он добавил к собранному два миллиона рублей. А потом еще свыше семисот тысяч рублей на установку памятника выделила администрация Кировского района Ростова.

Горячими дискуссиями сопровождался конкурс проектов этого памятника. Один замечательный скульптор увидел Высоцкого в образе Гамлета. «Это было бы уместно в Англии или в Москве, около Театра на Таганке, на сцене которого Владимир Семенович играл эту роль. А в Ростове пусть будет просто Высоцкий», – попросила Скворцова, и ее доводам вняли. Другой замечательный скульптор на первом этапе конкурса изобразил Высоцкого с обнаженным торсом, ссылаясь на традиции, идущие еще от Древней Греции.

– Ну, то Греция, а у нас – полгода холодный дождь и снег. И все это будет падать на голого по пояс человека? К тому же появление на людях в таком виде для Высоцкого было нехарактерно, а тут – центр города, все вокруг одетые, а он, как на пляже, – сказала она, и это мнение тоже было учтено: в другом варианте памятника на Высоцком уже была «водолазка».

С датой установки памятника – вообще какая-то мистика. Хотели приурочить к дню рождения Высоцкого 25 января, – а тут суровые морозы и небывалый снегопад. Потом – Олимпиада. Потом – какие-то еще обстоятельства. Так и дотянулось до лета.

Но вот что интересно и, может быть, даже знаменательно. Ничего не зная об этой эпопее, ростовский коллекционер Валерий Рязанов-младший устроил недавно в Ростовском областном музее изобразительных искусств выставку работ Михаила Шемякина, большого друга Высоцкого. Так что если душа Владимира Семеновича прилетит
25 июля в Ростов на открытие памятника, ей радостно будет увидеть и редкие для этих мест афиши Шемякина. Кстати, один из разделов выставки рассказывает как раз об их дружбе.

Открытие памятника назначено на 11 часов. А в 19 часов на летней эстраде парка им. Горького Высоцкому воздадут по чину донские барды.

на фото: На конкурсе проектов памятника Высоцкому Людмилу Скворцову больше других впечатлила работа ростовского скульптора Дмитрия Лындина. А какой проект выиграл и стал памятником, вы узнаете из наших ближайших публикаций