Вряд ли сейчас кто-то пользуется этим девизом фотопрофессионалов прежних времен. А он подразумевал, что снимать ты можешь сколько угодно, а вот печатать фотографии — только те, которые считаешь достойными.
Фото/Видео: Алексей Ковтун
Но до работы в фотохронике было еще очень далеко. Первый фотоаппарат у меня появился в 1955 году и назывался он «Москва-2». Это был складной фотоаппарат, объектив которого соединялся с камерой кожаными мехами. Для меня, 14-летнего мальчишки, самым большим достоинством этого фотоаппарата было то, что к нему не нужен был фотоувеличитель. Поскольку размер кадра был 6х9 сантиметров, снимки можно было получать контактной печатью. Правда, для этого нужно было изготовить ящик со стеклом в верхней части и электрической лампочкой внутри (желательно матовой — для равномерного света). Ну а положить негатив, на него — листок фотобумаги и придавить вторым стеклом - это уже было делом техники. В то время можно было купить 100-листовую пачку фотобумаги размером 6х9 сантиметров.
В советское время многие увлекались фотографией. Старшее поколение помнит, как закрывались в ванной, проявляли, промывали, закрепляли пленку. Не дожидаясь окончания технологического процесса, спешили вытащить пленку из бачка и посмотреть, какие получились негативы. Потом окончательная промывка, сушка и наконец — печать фотографий при красном свете. Кстати, если было нужно очень быстро высушить пленку, то ее опускали на несколько секунд в бачок со спиртом, а потом вывешивали под вентилятор.
В ассортименте каждого увлекающегося фотографией в то время должен был быть обязательный набор помимо самого фотоаппарата: пленки, бачок, увеличитель, фонарь, ванночки, фотобумага, химикаты… Неотъемлемой частью при съемке был фотоэкспонометр. Им замерялось количество света, и выставлялись на фотоаппарате необходимая выдержка и диафрагма. Правда, со временем приходил опыт, и уже без этого прибора, при натурной съемке и мягком освещении для пленки в 65 единиц уверенно можно было ставить диафрагму на 11, а выдержку 1/125 секунды.
После печати, если не было электроглянцевателя, фотографии вешались на веревочке на просушку или накатывались резиновым валиком на стекло. Для получения глянца «потолще» перед накатыванием в ванночку нужно было добавить кальцинированной соды.
Каждая фотография была очень ценной — на них была запечатлена наша жизнь. Во многих домах в домашних альбомах хранятся снимки тех времен.
Сегодня фотоаппарат есть практически у каждого человека — это зеркальные фотокамеры, любительские «мыльницы» или же просто встроенные в мобильные телефоны камеры на несколько мегапикселей...
В 60-е годы, хотя в космос мы полетели одни из первых, фотоаппараты были у нас все-таки доморощенные. И каково же было мое состояние, когда на прилавке фотомагазина я увидел фотоаппарат «Салют»! Он выпускался киевским заводом «Арсенал», а за образец был взят шведский фотоаппарат Hasselblad. У него было две съемные кассеты, размер кадра — 6х6 см, а выдержка — от 1/30 до 1/1500 секунды. Стоил он 435 рублей. Чтобы понять, какая это была неподъемная сумма, достаточно сказать, что в то время железнодорожный билет в купейном вагоне из Ростова до Москвы стоил 19 рублей 50 копеек.
Тогда ходили упорные слухи, что с таким фотоаппаратом Юрий Гагарин летал в космос. Возможно, это был рекламный ход того времени. Хотя потом было объявлено, что на корабле «Восток» не было ни одного фотоаппарата и фотографирующего устройства. Снимков никаких не производилось, и поэтому опубликовывать нечего.
Это сейчас понимаешь, что тогда была борьба за облегчение веса каждой детали космических кораблей. А «Салют» весил 1650 г.
Но у Юрия Гагарина был фотоаппарат «Салют», и сейчас он находится в экспозиции музея «Арсенал».
Когда я был внештатным фотокорреспондентом областной газеты, у меня приняли несколько снимков, сделанных фотоаппаратом «Салют». После чего предложили перейти в штат. Но «Салют» был мало приспособлен для репортажной съемки, в первую очередь из-за малого количества кадров. Договорились, что когда я приобрету еще и малоформатную камеру на 36 кадров, тогда и войду в штат.
Но, как известно, в конце 60-х годов был дефицит фотоаппаратов, и я, только будучи в Москве, сумел приобрести малоформатный зеркальный фотоаппарат «Зенит-В», выпускавшийся Красногорским механическим заводом с объективом «Индустар», что на несколько рублей было дешевле, чем с объективом «Гелиос». На перфорированной пленке уже можно было делать 36 кадров размером 24х36 мм.
Этот фотоаппарат оказался большим трудягой. На нем были отсняты сотни метров пленки. Он выдерживал съемку и в песках пустыни, и в морозную погоду. Правда, в сильный мороз иногда заедала выдержка, но спрячешь его под куртку, прижмешь к груди, и через некоторое время он вновь начинал нормально работать.
А потом настало время цифровых фотоаппаратов. В 1981 году Sony выпускает камеру Mavica (сокращение от Magnetic Video Camera), с которой и принято отсчитывать историю современной цифровой фотографии.
В 1995 году компании Kodak и Canon останавливают производство пленочных камер. В 2000-е годы корпорации Sony и Samsung практически монополизируют рынок цифровых фотоаппаратов.
В самом начале 2000-х у меня появился цифровой фотоаппарат Sony DSC-S70 с 3,3 MEGA PIXLS. Сейчас на многих телефонах этот показатель значительно выше.
Но это уже совсем другая история.