В Ростовском академическом драмтеатре им. М. Горького — премьера спектакля по гоголевской комедии «Женитьба». Здесь вживую поют хором народные песни и романсы (а сольно — по-итальянски «Санта-Лючию»), танцуют парами и опять-таки сольно, страстно, с розой, зажатой в зубах.

Эту «Женитьбу» поставил известный в театральных кругах режиссер Сергей Арцибашев. Получился калейдоскоп эффектных сцен, многие из которых - в музыкальном обрамлении. Теперь в этой гоголевской истории есть что-то от жестокого романса про невесту, купеческую дочку, которая слишком долго тешилась сладким своим девичеством, а когда решилась на замужество, то бес ее попутал сделать выбор в пользу самого ненадежного жениха, хотя и дворянина. И тот жених-дворянин в самый канун венчания сиганул от страха перед узами Гименея в окно, да и был таков. А девица на весь свет, знать, опозорена.

Похожа эта история и на сказку для взрослых. Словно в сказке, есть здесь и необыкновенные зеркала, в которых появляются и исчезают женихи, а также друг одного из них, который, словно змей-искуситель, нашептывает невесте роковое для нее решение.

Если в таком прочтении хрестоматийной пьесы кому-то покажется нечто знакомое, это вовсе не обман памяти. Несколько лет назад Арцибашев уже воплощал эту свою художественную идею на сцене столичного театра им. Маяковского. В той «Женитьбе» были заняты такие звезды театра и кино, как Игорь Костолевский, Евгения Симонова, Александр Лазарев-старший, ее удостоили национальной премии «Золотая маска». Однажды, во время фестиваля «золотомасочных» постановок, ее показали в Ростове.

Ростовский вариант «Женитьбы» - это все та же превосходная арцибашевская оправа, внутри которой - донские самоцветы. Ростовская «Женитьба» играет другими красками. Она ничуть не хуже столичной. Живее даже, душевнее.

Тут что ни персонаж, то замечательно вылепленный характер. Впору (хотя и в ином смысле) повторять за невестой Агафьей Тихоновной, что вот и бывший моряк Балтазар Балтазарович хорош, да и отставной пехотинец Анучкин хорош, подразумевая: как замечательно тонко играет Виталий Соколовский, как колоритен персонаж Юрия Добринского…

Артема Шкрабака зрители чаще видят в ролях людей, довольно уверенных в себе, в кого-то влюбленных и не обойденных дамским вниманием. И вдруг Шкрабак — закомплексованный, уютно устроившийся в своем скучном бесцветном холостяцком мирке Подколесин?

Да, Подколесин. Несомненный Подколесин.

А уж как хороша сама Агафья Тихоновна в исполнении Кристины Гаврюковой! Эка сколько всего в ней перемешано: неутоленная страсть, подогретая романсами и, верно, легкомысленными книжками, желание нравиться, царить, девичья робость, властность, нерешительность… И вся она, как спелое яблочко, и талантами не обделена. Вот только счастья нет у Агафьи Тихоновны…

Арцибашевская «Женитьба» - это, как и у Гоголя, смех сквозь слезы. Кандидаты в женихи нелепы, но все же вызывают сочувствие. Хочется, чтобы когда-нибудь удача им все-таки улыбнулась. И Агафье Тихоновне чтобы судьба подарила еще один шанс, а в ее доме зазвучали бы, наконец, веселые песни.

Для многих донских театралов эта премьера станет особым событием, потому что она отмечена возвращением на сцену после долгого перерыва народного артиста России Игоря Богодуха. Здесь он великолепно играет жениха Яичницу, и есть надежда, что скоро появятся и другие постановки с его участием.