За окном декабрь. И моя маленькая внучка вовсю готовится к встрече самого любимого детского праздника — Нового года с его непременными атрибутами: нарядной елкой, Дедом Морозом, Снегурочкой и, конечно, подарками

Примеряет по сто раз на день уже купленный костюм рыжей лисички, строя глазки перед зеркалом — лиса ведь хитрый зверек, надо соответствовать. Учит стихи про елочку и новогодние песенки. И постоянно меняет свои пожелания Дедушке Морозу: то котенка живого попросит, то большой дом для всех своих игрушек.

Что там детвора?! Мы и сами, как в детстве, верим в новогодние чудеса и в то, что с боем курантов непременно наступит в нашей жизни что-то новое и хорошее. А принесет это чудо добрый важный старик в длинной шубе и с большой белой бородой.

Если покопаться глубоко в истории, то можно сделать вывод о том, что Дед Мороз существовал еще задолго до его официального появления. Различные страны представляли этот персонаж в различных образах, например, в виде гномов или продавцов игрушек для детей, которые перед Рождеством продавали свой товар под песни. Славяне считали, что существует некий бог холода, так называемый Трескун.

Образ Деда Мороза складывался веками, и каждый народ вносил в его историю что-то свое. Но среди предков старца был, оказывается, и вполне реальный человек. В IV веке жил в турецком городе Мира архиепископ Николай. По преданию, это был очень добрый человек. Однажды он спас трех дочерей бедствующего семейства, подбросив в окно их дома узелки с золотом. После смерти Николая объявили святым. Так появился современный Санта Клаус.

В современный костюм Санта Клауса облачили не сразу. Сначала его изображали в плаще. К началу XIX века голландцы рисовали своего Санта Клауса стройным курильщиком трубки, умело прочищающим дымоходы, через которые он забрасывал детям подарки.

В конце того же века его одели в красную шубу, отороченную мехом. В 1860 году американский художник Томас Найт украсил Санта Клауса бородой, а вскоре англичанин Тенниел создал образ добродушного толстяка.

Наш Дед Мороз — образ особенный. Он отражен в древнеславянских сказаниях, русских народных сказках, фольклоре, русской литературе. Вспомните пьесу А.Н. Островского «Снегурочка» или поэму Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос».

Еще до появления христианства на Руси наши предки верили в то, что духи умерших охраняют свой род, заботятся о приплоде скота и хорошей погоде. Поэтому, чтобы наградить их за заботу, каждую зиму люди дарили им подарки. В канун праздника деревенская молодежь надевала маски, выворачивала тулупы и ходила по домам, колядовала.

Среди колядующих часто был один «человек», одетый страшнее всех. Как правило, ему запрещалось говорить. Это был самый старый и самый грозный дух, его еще часто называли просто Дедом. Вполне возможно, что это и есть прообраз современного Деда Мороза. Только сегодня он, конечно, подобрел и не приходит за подарками, а приносит их сам.

В России после Октябрьской революции Дед Мороз, вместе со всеми рождественскими традициями, подвергся гонениям. Его окончательное изгнание произошло в канун 1929 года. Тогда Рождество было объявлено обычным рабочим днем, а специальные патрули ходили по улицам и заглядывали в окна на предмет выявления праздничных приготовлений. В советский обиход Дед Мороз вернулся в канун 1936 года. Это произошло после того, как 28 декабря 1935 года член Президиума ЦИК СССР П. Постышев опубликовал в газете «Правда» статью, где предложил организовать для детей празднование Нового Года, после чего по всей стране начинают готовить новогодние мероприятия с использованием переосмысленной старой «рождественской» атрибутики.

Российский Дед Мороз имеет свои отличительные черты, согласно древнейшей славянской мифологии и символики цвета. У него седые густые волосы и борода. Эти детали облика, кроме своего «физиологического» смысла (старец - седой), имеют и символическое значение — могущество, счастье, благополучие и богатство.

Рубашка и брюки должны быть белыми, льняными, украшенными белым геометрическим орнаментом (символ чистоты).

Дедушка Мороз носит длинную толстую шубу на меху. Изначально, совсем давно, цвет шубы был синим, холодным, но под влиянием красных шубок «европейских собратьев» изменился на красный. Хотя на данный момент допускаются оба варианта.

Есть у него красная теплая шапка с меховой опушкой.

Руки Дед Мороз прячет в огромные рукавицы. Оказывается, должны они быть трехпалыми и белого цвета как символа чистоты и святости всего, что он дает из своих рук. А трехпалость — это принадлежность к высшему божественному началу. Так что стоит присмотреться к новогодним персонажам на наших новогодних праздниках. Все ли они соблюдают, когда приходят к нам в гости?

Особый смысл и у остальных элементов костюма. Например, пояс — белый с красным орнаментом - символ связи предков и потомков. Из обуви Дед Мороз предпочитает белые или красные, шитые серебром, сапоги или валенки. Белый цвет и серебро — символы луны, святости, севера, воды и чистоты.

С собой Дед Мороз всегда носит посох, хрустальный или серебренный «под хрусталь». Ручка витая, также серебристо-белой цветовой гаммы. Посох завершает лунница (стилизованное изображение месяца) или голова быка (символ власти, плодородия и счастья). Конечно, в наши дни трудно найти посох, соответствующий этим описаниям.

Есть у нашего дедушки и еще одно отличие от зарубежного собрата — внучка Снегурочка. Не управиться, видно, было старику в одиночку с массой хлопот.

Их обоих очень ждет детвора. И мало кто из взрослых, а тем более детей, обратит внимание на то, что под шубой у дедушки обыкновенные черные брюки, а вместо белых валенок — остроносые туфли. Главное, что несет за спиной большой мешок. А в нем – долгожданные подарки.

Фото из семейного архива