Дата публикации:
6 фев 2015 г.
Сказать, что в России чай пьют все – не преувеличение. Он занимает второе место после воды. По статистике каждый россиянин выпивает по 3 чашки чая в день. Но кое-кто и больше: 10 процентов потребителей заваривают и выпивают шесть и даже больше чашек бодрящего напитка в сутки.
1258
Чай считается традиционным русским напитком, хотя своими корнями уходит в историю Древнего Китая. Первое упоминание о нем относится к 770 году до н.э. В IХ в. буддийские монахи вывезли его за пределы Китая в Японию и Корею. А в России о чае впервые услышали в 1567 году в царствование Ивана Грозного благодаря казацким атаманам Петрову и Ялышеву, побывавшим в Китае.
Первый чайный караван прибыл к русскому царскому двору в 1638 году из Монголии. В русских летописях говорится, что монгольский правитель Алтын-хан преподнес в дар чрезвычайному послу царя Михаила Федоровича Василию Старкову 4 пуда сушеной травы (чая). Старков, не разобравшись, решил, что проклятые басурмане в насмешку над государем прислали ему сено, и дело чуть не дошло до войны. Еле убедили посла, что злого умысла в подарке нет. А дальше чаю повезло. Он понравился царю, боярам, патриарху, но еще долгое время продавался в аптеках как лекарственное средство.
Напрямую торговля чаем между Россией и Китаем началась в 1689 году. Чайные караваны формировались в городе Калгане возле Великой Китайской стены. В 1706 году маршрут караванов был изменен, и торговля переносится в монгольский город Урга (современный город Улан-Батор). 20 августа 1727 года между Россией и Китаем был подписан Буринский договор об установлении границы вблизи городка Кяхта. Так появилась русская торговая слобода Кяхта и китайский торговый город Маймачен. С этого времени Кяхта становится центром российско-китайской торговли. Торговля в то время была меновой. Русские купцы меняли кожу и пушнину на специи, фарфор, шелковые ткани, чай. Китайцы снаряжали чайные караваны по 200-300 верблюдов, и каждое животное несло на себе ящики общим весом до 600 тысяч фунтов. Ящики снаружи обшивались кожей, а внутри прокладывались либо свинцовой фольгой, либо бумагой. Время доставки чая занимало 6-8 месяцев пути. Торговый путь пролегал через Монголию, Сибирь, Среднюю Азию. Чай привозили сначала на крупные ярмарки – Ирбитскую и Нижегородскую, куда съезжались купцы со всей России. В конце ХVIII – начале ХIХ в. чай был очень редким и дорогим напитком. Цена фунта чая в то время приравнивалась к цене 50 кг зернистой икры.
Рынок чая в России формировался на протяжении ХVIII в., и к концу столетия появились известные чаеторговцы, ставшие основателями целых династий, деятельность которых прослеживается вплоть до 1917 года. Лидерами отечественной чайной торговли становятся 7 ведущих компаний, акционерный капитал каждой из них составлял от 10 млн. руб. Товарищества имели собственные чаеразвесочные фабрики в Москве, Самарканде, Челябинске, Иркутске, Одессе. Техническое оснащение фабрик находилось на высоком уровне: просторные светлые комнаты, оснащенные вентиляцией, электричеством, электроавтоматическими весами. Кроме того, русскими купцами с 1863 по 1873 год в китайской провинции Ханькоу было построено 8 чаеперерабатывающих фабрик. Они работали без посредников, имея своих представителей на Лондонской торговой бирже, в Китае, Индии, Цейлоне, в странах – производителях чаев. Со второй половины ХIХ в. в Россию морским путем стали ввозиться в большом количестве индийские и цейлонские чаи. В процентном соотношении картина потребления чая была такова – 40 % индийского чая, 30 % китайского чая и 30 % цейлонского чая. К концу ХIХ в. Россия занимала 4-е место в мире по потреблению чая на душу населения после Великобритании, Голландии и США. В начале ХХ столетия она выходит на второе место.
Во всех крупных городах Российской империи имелись отделения и фирменные чайные магазины. В чайных магазинах всегда была тишина, стоял чистейший сухой и нежный аромат чая, на прилавках размещались большие китайские вазы, вдоль прилавков стояли пуфики. Сортовой ассортимент чая был представлен на любой вкус и достаток. Истинные знатоки чая знали всю иерархию чаев – черные ароматические, цветочные ароматические, императорские зеленые и желтые, императорские ляосины и букетный белый чай. Фунт самого дешевого чая стоил 1 руб.10 коп., самый дорогой чай – 15 руб. за фунт. В городах, где имелись фирменные чайные магазины, устраивались праздники чая, во время которых фирма проводила дегустации, демонстрируя взыскательным покупателям новые сорта напитка, ранее не представленные на рынке.
Наказание за подделку чая не относилось к самым строгим. За него полагалось до 3 месяцев ареста и штраф 300 руб. Но за неоднократно повторяющееся мошенничество грозило лишение всех прав, состояния, уголовное наказание на 4-5 лет и ссылка в Томскую губернию.
В 1898 году был принят российский закон, обязывающий всех чаеторговцев продавать чай только в пачках с указанием фирмы и даты упаковки. Для упаковочного материала использовались стекло, бумага, дерево, жесть, фарфор, хрусталь, папье-маше. Упаковки для чая часто делали в виде чашек, сахарниц, заварных чайников, шкатулок, чтобы они долгие годы служили покупателю, напоминая ему о фирме-производителе. Все крупные чаеторговцы помещали на упаковках товара свои марки, символику, обозначающую пути доставки товара, изображения наград, полученных за участие в российских и заграничных выставках. Особое место на торговой марке и рекламе занимал государственный герб. Самым престижным было звание поставщика двора его императорского величества. Такое звание имели только три товарищества: товарищество чайной торговли «Василий Перлов с сыновьями», торгово-промышленное товарищество «Преемник Алексия Губкина А. Кузнецов и Ко», товарищество чайной торговли и складов «Братья К. и С. Поповы».
Даже революционные события в стране и участие Российской империи в Первой мировой войне не повлияли на торговлю чаем. В 1916 году чаеторговцы закупили и ввезли в страну такое количество чая, что особых перебоев в обеспечении им населения не было до конца 1917 года.
В советские времена наша страна успешно развивала собственное чаеводство в южных районах. Специальные научные учреждения занимались проблемами разведения чая, одним из крупнейших являлся Всесоюзный НИИ чая и субтропических культур. Первичная переработка чайного листа была сосредоточена в трех союзных республиках – РСФСР (Краснодарский край), Грузии и Азербайджане. Причем именно на Грузию приходилось около 95 % валового сбора чайного листа. Здесь было построено большое количество специализированных предприятий, которые занимались получением чая как из отечественного, так и из зарубежного сырья.
Кроме производства основного вида продукции - черного байхового чая (рассыпной со скрученными листочками), было освоено производство зеленого байхового (кок-чай), зеленого кирпичного (лао-чай) и черного плиточного чая. Лучшими сортами чая являлись прежде всего «букеты» – «Букет Грузии», «Краснодарский букет», «Букет Азербайджана». Они соответствовали высоким международным стандартам. СССР стал экспортером чая, его покупали в Польше, ГДР, Венгрии, Румынии, Финляндии, Чехословакии, Болгарии, Югославии, Афганистане, Иране, Сирии и Монголии. После распада СССР на территории России остались лишь очень небольшие площади, пригодные для производства чая, расположенные в ряде районов Краснодарского края.
За последние десять лет несколько изменилась структура потребления чая – зеленый чай теперь составляет не 5 %, как ранее, а уже 8 %, его доля растет. Значительно выросло почти неизвестное до XXI века употребление чая в пакетиках, особенно эта традиция прижилась в офисах, где уже практически никто не заваривает чай в чайничках. А зря… Чай – напиток общения, он сближает людей и открывает сердце – так говорили древние. Так что советуем провести эксперимент – купить хороший чай (благо сейчас выбор чая в магазинах просто огромен), заварить его и пригласить коллег выпить по чашечке ароматного напитка. Вот увидите, их отношение к вам изменится в лучшую сторону…
Из книги рекордов Гиннесса:
- в 1952 г. Руди Хорн на голове удержал 6 чашек, полных чая, вместе с блюдцами;
- самый большой чайный пакетик вмещал в себя 7 кг заварки;
- самая большая чайная кружка вмещала в себя 2000 л чая;
- рекорд чаепития установили жители города Нисио в Японии. В 2006 году в этом городе на чайной церемонии присутствовали 14718 человек!
Чай так популярен во всем мире, что у него даже есть свой день, который отмечается 15 декабря. День чая особенно широко празднуют страны - производители чая: Индия, Шри-Ланка, Вьетнам, Непал, Кения, Индонезия, Танзания. Отмечают его и в России. Ведь традиционное чаепитие с баранками да плюшками у самовара – это великолепный повод встретиться, пообщаться и просто хорошо провести время!
Чай в пакетиках появился в 2004 году. Нью-йоркский поставщик Томас Салливан пожелал сэкономить на упаковке при отправке образцов чая торговцам. Вместо того чтобы запаковать чай в жестяные коробочки, как это было тогда принято, он отправил чай в шелковых мешочках. Получатели не знали, что делать с мешочками, и опустили их прямо в кипяток. Торговцам такой вариант очень понравился, и впредь они просили присылать на продажу пакетированный чай.
Соавтор материала - Галина СОЛОВЕЙКИНА, старший научный сотрудник научно-фондового отдела Старочеркасского историко-архитектурного музея-заповедника