Дата публикации:
13 фев 2015 г.
«Бочка», «банка», «ваза», «шар», «тюльпан». Что роднит эти слова между собой? Каждое из них давно закрепилось за самоваром определенной формы. Все эти медные, латунные, посеребренные «вазы», «банки» и «тюльпаны» можно увидеть сегодня в донской столице на выставке Ростовского областного краеведческого музея «В зеркальном блеске самовара». Часть ее экспонатов — из фондов самого этого музея, другая — из коллекции ростовского реставратора и мастера самоваров Александра Запорожца.
2270
Фото/Видео: Марина Каминская
Сияют здесь самовары просто на загляденье. Про иные и не скажешь иначе, как горят золотым огнем. И все же самый уважаемый экспонат этой выставки в сравнении с другими неказист. Нет у него ни ослепительного блеска, ни иного внешнего великолепия. Зато он, по словам Сергея Конова, заведующего культурно-просветительским отделом музея, — походный помощник казаков Матвея Платова, который помнит еще битвы с Наполеоном.
То, что «шар» - одна из самых редких форм самовара, догадаться на этой выставке непросто. Ведь в одной из витрин — сразу несколько самоваров-шаров. Всех их раздобыл Александр Запорожец.
Интересно, что русский самовар коллекционеру сегодня легче купить на «блошином» рынке в Европе, чем в России. У нас таких рынков меньше, и они по части антиквариата значительно беднее европейских.
Кстати, продаются на этих европейских рынках самовары не только русские. Прежде их производили, к примеру, во Франции и Германии. Красивые изящные самовары делали в Польше (один из них, посеребренный, фирмы Фраже, представлен на выставке). Однако Александру Запорожцу милее всех прочих самовары русские. Есть в их стати что-то особенное!
В России, вопреки распространенному мнению, самовары выпускали не только в Туле. К началу двадцатого века их производство было налажено и в ряде других российских городов, но вот только не на Дону. Однако ехать за самоварами в Тулу или какой-то другой «самоварный» город донскому жителю было совсем не обязательно: самовар можно было приобрести и у местных купцов.
В «Зеркальном блеске самовара» отражаются и другие экспонаты этой выставки: старинные чайники-заварники и чайные пары, подстаканники, бульотки с газовыми и керосиновыми горелками, дореволюционные коробки, в которых хранили разные вкусности, подаваемые к чаю.
Особое удивление вызывает большая жестяная коробка, на которой изображен Наполеон в военном мундире и его сподвижники. Они идут вдоль кремлевской стены, за которой - зарево пожарища. И знаете, что продавалось в таких коробках? Конфеты, которые так и назывались: «Пожар Москвы 1812 года».
Сегодня это воспринимается курьезом. Возможно, и во времена оны были люди, которым подобные названия на коробках со сластями представлялись неуместными, но владельцы кондитерских фабрик видели в этом свою высокую миссию. Даже снабжали такие коробки вкладышами с краткой исторической справкой о событии, «увековеченном» в названиях конфет или печенья.
А самовары бывают еще и узорные. Есть один такой красавец и на этой выставке: его расписали гжельские мастера.
Вообще сегодня едва ли не все самовары, имеющиеся в российских семьях, даже электрические, превратились в предметы для любования. Вот и Александр Запорожец чай из самовара не пьет. Говорит, что бешеный ритм нашей жизни не позволяет самовару стать постоянной и неотъемлемой частью его быта.
И все-таки вернулся в наш календарь праздник, который все чаще включает в себя и встречу у самовара. Это — проводы Масленицы. На сей раз они придутся на 22 февраля. На открытом для всех чаепитии, которое пройдет в этот день во дворе областного краеведческого музея, гостей точно будет ждать самовар.