Общественность пыталась спасти здание бывшей Ростовской киностудии, обреченное собственником на слом

Настоящие соревнования развернулись вокруг здания, которое эксперты считают несомненной архитектурной ценностью послевоенного Ростова. Кто придет первым? Донское министерство культуры, которое сейчас пытается установить историко-культурную ценность здания, чтобы срочно внести его в охранные списки и тем спасти от сноса? Или собственник здания, уже начавший его демонтаж? И успеют ли помешать ему энтузиасты-общественники?..

Этими вопросами мы задавались еще несколько дней назад, когда этот материал был готов к печати.

А в минувшие празднично-выходные дни собственник опередил всех – загнал во двор экскаватор и стал крушить здание. Ни министерство культуры, ни общественность помешать ему сделать это не смогли… Но тема потери так и не выявленных памятников истории, культуры, архитектуры остается актуальной, потому мы публикуем ранее подготовленный материал.

P1080444.jpg...Ростовская студия кинохроники, основанная в далеком 1927 году для создания документальных фильмов и киножурналов, была одной из старейших в стране. За годы ее существования – вплоть до 2010 года – было выпущено более 3000 киножурналов и создано свыше 300 документальных фильмов. Донские операторы и режиссеры так же активно работали и во время Великой Отечественной войны – многие их кадры вошли в киноучебники мира, например съемки торпедной атаки... В послевоенные годы только киножурнал «По Дону и Кубани» выходил трижды в неделю. Тогда и стало очевидно, что киностудии необходимо свое собственное, с учетом специфики работы, здание – с монтажными, проявочными, кинозалом.

Такое и было построено в 1952 году на улице Красноармейской. Проект разрабатывала группа ростовских архитекторов.

Среди них был и известный Л. Эберг (сын) из известной династии архитекторов, здания которых и по сей день украшают донскую столицу. В довоенные годы Лев Эберг спроектировал здание гостиницы «Ростов», долгое время бывшей визитной карточкой города. В послевоенные годы архитектор помогал восстанавливать Ростов – достаточно вспомнить здания ныне разрушенного кинотеатра «Россия» и целого и крепкого «Ростовэнерго» на Большой Садовой.

В числе авторов проекта – и ростовский архитектор Георгий Петров, построивший известные всем ростовчанам здания Ростовского цирка и бывшего ВПШ, а также жилого дома, где на первом этаже расположено кафе «Золотой колос».

Эти и другие подробности выяснила в архиве архитектор-реставратор, эксперт Министерства культуры РФ Любовь Волошинова:

– Здание было построено в стиле советской неоклассики, стиле, который скромно, но достойно поддержал Ростов в годы послевоенного становления. На его фасаде авторы разместили пилястры с оригинальными капителями, в которые вписаны женские маски. Это – женские лица типичной славянской внешности (славянские символы были очень популярны в стране после войны), с косами и в кокошниках, увенчанных пятиконечной звездой, – еще один символ советского неоклассицизма. На фризе расположен барельеф с многофигурной скульптурной композицией, выполненной талантливым архитектором Виктором Бариновым, а также геральдическая композиция, похожая на эмблему, с датой постройки – 1952 год.

Но ценность здания не только в его принадлежности к неоклассике, считает эксперт Волошинова:

– Оно было единственным специализированным зданием, построенным для работы именно киностудии. На юге России оно было одно-единственное. Ценность здания еще и в том, что оно было идеально вписано в застройку Красноармейской улицы – и с точки зрения масштаба, и с точки зрения композиции.

По мнению доцента Академии архитектуры и искусства (ААИ) ЮФУ Татьяны Сухоруковой, настоящей «изюминкой» здания Ростовской киностудии являются его барельефы, выполненные скульптором В. Бариновым:

– В Ростове очень мало архитектуры, где есть скульптура. А на здании киностудии мы имеем, помимо декора, самостоятельные скульптурные композиции, которые ценны сами по себе.

Доцент ААИ ЮФУ Артур Токарев обращает внимание на другое:

– Помимо стиля и барельефов, прекрасно смотрится боковой фасад здания со стороны переулка Островского – это самостоятельное художественное произведение. Кто не видел – идите и смотрите, пока это есть.

Как же получилось, что здание киностудии, которое так высоко оценивают специалисты, не попало в поле зрения охранных организаций, не было своевременно признано объектом культурного наследия? Не хватились даже в 2011 году, когда появилось сообщение об аукционной продаже этого крепкого капитального строения…

А когда недавно просочилась информация, что владелец намерен снести здание и выстроить на его «козырном» месте в центре Ростова то ли гостиницу, то ли многоэтажное офисное здание с подземным гаражом, тревогу забили опять же не в областном министерстве культуры…

Первыми забеспокоились в донском Союзе архитекторов и в региональном отделении ВООПиК. В конце прошлого года председатели этих двух общественных организаций – В. Сивцов и А. Кожин – написали письмо в министерство культуры с просьбой поставить здание Ростовской студии кинохроники на государственную охрану. По закону, чтобы сделать это, требуется «установить историко-культурную ценность объекта, обладающего такими признаками», ответили в министерстве культуры. Сейчас именно этим и занимаются специалисты «Донского наследия», куда вопрос был передан для изу­чения.
Вот только процесс установления ценности здания может затянуться не на один месяц. А между тем его владелец не ждет – вокруг здания уже вбиты столбы для забора, которым готовятся обнести объект, идущий на слом. На минувшей неделе рабочие уже начали разбирать кровлю…

Затормозить процесс пытаются все те же общественники-энтузиасты. Артур Токарев (в свое время приложивший максимум усилий, чтобы поставить на госохрану комплекс зданий ЦГБ, признанный ныне памятником конструктивизма) самостоятельно пытается выяснить законность производимых там работ. Архитектор отправляет запросы в городской департамент архитектуры и строительства, в прокуратуру Ленинского района Ростова, в департамент имущественно-земельных отношений, в Архстройнадзор – всюду, где могут пролить свет на законность происходящего и затормозить процесс демонтажа здания – пока не поспели вердикт «Донского наследия» и решение министерства культуры. На очереди у Токарева – встреча с архитектором Ленинского района Ростова…

Федеральный эксперт по проведению государственной историко-культурной экспертизы Любовь Волошинова удивлена, что до сих пор к ней никто так и не обратился для проведения экспертизы по зданию Ростовской киностудии:

– В последние годы у нас в области странно складывается ситуация с установлением историко-культурной ценности многих объектов, не попавших прежде в охранные реестры. Чаще всего бывает так – здание идет под снос, и именно это становится толчком для того, чтобы начать выяснять, представляет ли оно эту самую ценность. Случай со зданием киностудии запущен – выявлять, является ли оно объектом культурного наследия, нужно было минимум год назад…