Дата публикации:
25 фев 2015 г.
Общественность пыталась спасти здание бывшей Ростовской киностудии, обреченное собственником на слом
2083
Фото/Видео: Елена Слепцова
Настоящие соревнования развернулись вокруг здания, которое эксперты считают несомненной архитектурной ценностью послевоенного Ростова. Кто придет первым? Донское министерство культуры, которое сейчас пытается установить историко-культурную ценность здания, чтобы срочно внести его в охранные списки и тем спасти от сноса? Или собственник здания, уже начавший его демонтаж? И успеют ли помешать ему энтузиасты-общественники?..
Этими вопросами мы задавались еще несколько дней назад, когда этот материал был готов к печати.
А в минувшие празднично-выходные дни собственник опередил всех – загнал во двор экскаватор и стал крушить здание. Ни министерство культуры, ни общественность помешать ему сделать это не смогли… Но тема потери так и не выявленных памятников истории, культуры, архитектуры остается актуальной, потому мы публикуем ранее подготовленный материал.
...Ростовская студия кинохроники, основанная в далеком 1927 году для создания документальных фильмов и киножурналов, была одной из старейших в стране. За годы ее существования – вплоть до 2010 года – было выпущено более 3000 киножурналов и создано свыше 300 документальных фильмов. Донские операторы и режиссеры так же активно работали и во время Великой Отечественной войны – многие их кадры вошли в киноучебники мира, например съемки торпедной атаки... В послевоенные годы только киножурнал «По Дону и Кубани» выходил трижды в неделю. Тогда и стало очевидно, что киностудии необходимо свое собственное, с учетом специфики работы, здание – с монтажными, проявочными, кинозалом.
Такое и было построено в 1952 году на улице Красноармейской. Проект разрабатывала группа ростовских архитекторов.
Среди них был и известный Л. Эберг (сын) из известной династии архитекторов, здания которых и по сей день украшают донскую столицу. В довоенные годы Лев Эберг спроектировал здание гостиницы «Ростов», долгое время бывшей визитной карточкой города. В послевоенные годы архитектор помогал восстанавливать Ростов – достаточно вспомнить здания ныне разрушенного кинотеатра «Россия» и целого и крепкого «Ростовэнерго» на Большой Садовой.
В числе авторов проекта – и ростовский архитектор Георгий Петров, построивший известные всем ростовчанам здания Ростовского цирка и бывшего ВПШ, а также жилого дома, где на первом этаже расположено кафе «Золотой колос».
Эти и другие подробности выяснила в архиве архитектор-реставратор, эксперт Министерства культуры РФ Любовь Волошинова:
– Здание было построено в стиле советской неоклассики, стиле, который скромно, но достойно поддержал Ростов в годы послевоенного становления. На его фасаде авторы разместили пилястры с оригинальными капителями, в которые вписаны женские маски. Это – женские лица типичной славянской внешности (славянские символы были очень популярны в стране после войны), с косами и в кокошниках, увенчанных пятиконечной звездой, – еще один символ советского неоклассицизма. На фризе расположен барельеф с многофигурной скульптурной композицией, выполненной талантливым архитектором Виктором Бариновым, а также геральдическая композиция, похожая на эмблему, с датой постройки – 1952 год.
Но ценность здания не только в его принадлежности к неоклассике, считает эксперт Волошинова:
– Оно было единственным специализированным зданием, построенным для работы именно киностудии. На юге России оно было одно-единственное. Ценность здания еще и в том, что оно было идеально вписано в застройку Красноармейской улицы – и с точки зрения масштаба, и с точки зрения композиции.
По мнению доцента Академии архитектуры и искусства (ААИ) ЮФУ Татьяны Сухоруковой, настоящей «изюминкой» здания Ростовской киностудии являются его барельефы, выполненные скульптором В. Бариновым:
– В Ростове очень мало архитектуры, где есть скульптура. А на здании киностудии мы имеем, помимо декора, самостоятельные скульптурные композиции, которые ценны сами по себе.
Доцент ААИ ЮФУ Артур Токарев обращает внимание на другое:
– Помимо стиля и барельефов, прекрасно смотрится боковой фасад здания со стороны переулка Островского – это самостоятельное художественное произведение. Кто не видел – идите и смотрите, пока это есть.
Как же получилось, что здание киностудии, которое так высоко оценивают специалисты, не попало в поле зрения охранных организаций, не было своевременно признано объектом культурного наследия? Не хватились даже в 2011 году, когда появилось сообщение об аукционной продаже этого крепкого капитального строения…
А когда недавно просочилась информация, что владелец намерен снести здание и выстроить на его «козырном» месте в центре Ростова то ли гостиницу, то ли многоэтажное офисное здание с подземным гаражом, тревогу забили опять же не в областном министерстве культуры…
Первыми забеспокоились в донском Союзе архитекторов и в региональном отделении ВООПиК. В конце прошлого года председатели этих двух общественных организаций – В. Сивцов и А. Кожин – написали письмо в министерство культуры с просьбой поставить здание Ростовской студии кинохроники на государственную охрану. По закону, чтобы сделать это, требуется «установить историко-культурную ценность объекта, обладающего такими признаками», ответили в министерстве культуры. Сейчас именно этим и занимаются специалисты «Донского наследия», куда вопрос был передан для изучения.
Вот только процесс установления ценности здания может затянуться не на один месяц. А между тем его владелец не ждет – вокруг здания уже вбиты столбы для забора, которым готовятся обнести объект, идущий на слом. На минувшей неделе рабочие уже начали разбирать кровлю…
Затормозить процесс пытаются все те же общественники-энтузиасты. Артур Токарев (в свое время приложивший максимум усилий, чтобы поставить на госохрану комплекс зданий ЦГБ, признанный ныне памятником конструктивизма) самостоятельно пытается выяснить законность производимых там работ. Архитектор отправляет запросы в городской департамент архитектуры и строительства, в прокуратуру Ленинского района Ростова, в департамент имущественно-земельных отношений, в Архстройнадзор – всюду, где могут пролить свет на законность происходящего и затормозить процесс демонтажа здания – пока не поспели вердикт «Донского наследия» и решение министерства культуры. На очереди у Токарева – встреча с архитектором Ленинского района Ростова…
Федеральный эксперт по проведению государственной историко-культурной экспертизы Любовь Волошинова удивлена, что до сих пор к ней никто так и не обратился для проведения экспертизы по зданию Ростовской киностудии:
– В последние годы у нас в области странно складывается ситуация с установлением историко-культурной ценности многих объектов, не попавших прежде в охранные реестры. Чаще всего бывает так – здание идет под снос, и именно это становится толчком для того, чтобы начать выяснять, представляет ли оно эту самую ценность. Случай со зданием киностудии запущен – выявлять, является ли оно объектом культурного наследия, нужно было минимум год назад…