Некоторые подробности киносъемок документального фильма «Земля вешенская», проводившихся в 1974 году на родине великого донского писателя

К 70-летию Михаила Александровича Шолохова Ростовской студии телевидения по заказу Государственного комитета по телевидению и радиовещанию при Совете Министров СССР предстояло создать телефильм о том уголке донской земли, что дал миру автора «Тихого Дона», жизни и труде его земляков. Сценарием предусматривались эпизоды разных времен года, и наша съемочная группа, в которую автор этих строк был назначен директором, в легендарной Вешенской провела в общей сложности около трех месяцев. Об истории создания телефильма «Земля вешенская» я уже не раз рассказывал на страницах «Нашего времени», и постоянные читатели газеты, наверное, ее помнят. Напомню вкратце о тех событиях более чем сороколетней давности. Поскольку кинолента готовилась к юбилею самого, пожалуй, известного на земном шаре советского писателя — лауреата Нобелевской премии, внимание к ней было особым на всех уровнях, начиная с самых серьезных. На областном, в частности, нашу работу лично контролировал секретарь Ростовского обкома КПСС по идеологии Михаил Тесля. В самой же Вешенской тогдашний первый секретарь райкома партии Николай Булавин фактически стал нашим главным помощником, единомышленником и даже... заговорщиком. Заговорщиком из-за казуса, случившегося в самом начале лета. Получили мы однажды информацию о предстоящей поездке Михаила Александровича с супругой в Миллерово и на день их отсутствия запланировали съемки известной всему миру станицы и усадьбы Шолоховых с воздуха, по оплошности не поставив об этом в известность самого Михаила Александровича. Воздушные съемки нашей группе обеспечивал специально прилетевший из Ростова вертолет МИ-1. Его пилотировал летчик-ас подполковник Георгий Шегидевич — начальник летной подготовки самого крупного в СССР Ростовского учебно-авиационного центра ДОСААФ.

Утренний туман еще дрейфовал по донской пойме, когда мы, едва дождавшись рассвета, вылетели с полевого аэродрома станицы Базковской, начав киносъемку сразу после взлета. Почти на бреющем прошли над Доном, просыпающимися Вешками и через несколько минут оказались над «целью». Вид низко летящего вертолета, как мы узнали позже, произвел весьма сильное впечатление на станичников. И все бы ничего, когда одним только этим впечатлением все бы и ограничилось. Однако совершенно неожиданно для нас Шолоховы оказались дома, и на них наш не заявленный прилет тоже произвел весьма определенное «впечатление». Ко всему, именно в момент нашего появления Михаил Александрович вел очень важный для него телефонный разговор с Москвой, из-за которого и была отменена поездка в Миллерово. Можно только представить, что почувствовал писатель, когда вдруг зазвенели стекла, задрожали стены и почти к самому окну его рабочего кабинета с грохотом и свистом лихо «спикировала» винтокрылая машина...

с-племянником-Г.jpgПосле этакого ЧП какое-то время Шолохов даже слышать не желал о нашей киногруппе. Мы, конечно же, продолжали съемки по сценарию, но время шло, а в кадре у нас все еще ни разу не появился самый главный станичник великой советской страны, что, разумеется, заставляло тревожиться о судьбе всей документальной киноленты и горе-киношников, и партийно-советских руководителей. Чтобы хоть как-то выходить из сложившейся ситуации, совместно решили пользоваться любой возможностью, но все же снимать Михаила Александровича хотя бы даже и «скрытой» камерой. Так в фильм и вошли некоторые эпизоды, снятые в результате «заговора». В частности, на рыбалке Шолохова довелось отснять из заранее подготовленной засады на Черном озере, что в окрестностях Вешек. О предстоящем выезде туда нам под страшным секретом сообщил главный районный егерь Анатолий Тютькин, всякий раз непременно сопровождавший писателя на рыбной ловле и охоте. А свадебный эпизод вошел в фильм благодаря содействию тогдашнего руководителя районной «Сельхозтехники» Николая Каргина, бывшего в семье Шолоховых своим человеком. Поздним вечером он однажды пришел к нам в гостиницу и сообщил, что назавтра Михаил Александрович вместе с женой Марией Петровной, как это давно было заведено в Вешенской, придет на очередную свадьбу поздравлять новобрачных, и будет возможность отснять эпизод, даже не предусмотренный сценарием. На свадьбу мы решили уже с совершенно «открытой камерой» отправить одного лишь ассистента кинооператора Валерия Шебанова. Его представили там студентом ВГИКа, якобы снимающим в Вешенской учебную курсовую работу. Насчет студенчества и ВГИКа, между прочим, вовсе ничего придумано не было, так как Шебанов в то время действительно учился на кинооператорском факультете заочно. Вгиковца станичники приняли очень радушно, и ему удалось даже срежиссировать несколько свадебных мизасцен, в которых и Шолоховы охотно приняли участие...

Все переживания о судьбе документального фильма «Земля вешенская», в конце концов, оказались напрасными и навсегда остались «за кадром». Отходчивый по характеру Михаил Александрович нашел время для кинодокументалистов, задание Государственного комитета по телевидению и радиовещанию было выполнено, а сам фильм показан не только в странах тогдашнего социалистического лагеря. Кадры же, снятые «скрытой камерой», на премьерном показе фильма в Вешенской вызвали у лауреата Нобелевской премии несколько добродушных улыбок и, судя по всему, пришлись ему по душе.

Фото из архива Валерия Шебанова и автора