Общественность – в тревоге: в ходе капитального ремонта здания Детского консультативно-диагностического центра под угрозой сноса могут оказаться горельефы известного ростовского скульптора прошлого века В. В. Баринова, того самого, чьи рельефы еще недавно украшали студию ростовской кинохроники...

Здание, которое сегодня занимает Детский диагностический центр, было построено в 1951 году в популярном тогда стиле советской неоклассики по проекту архитектора Г.А. Петрова. На фасаде скульптор Баринов изобразил шахтера, сталевара и рабочего «Сельмаша», поскольку в те годы эти виды деятельности – добыча угля, сталелитейное дело и сельхозмашиностроение были приоритетными на Дону. Так что эти скульптуры – символы своего времени, историческая ценность.

Недавно стало известно, что заказчик ремонтных работ решил уничтожить скульптуры Баринова и заменить их другими, тематическими, поместив на фасаде фигуры врачей, медсестер и их маленьких пациентов...

Если рассматривать ситуацию с точки зрения Градостроительного кодекса, то все вроде бы в рамках закона. Поскольку здание центра не внесено в охранные реестры (повторяется история кинохроники), то заказчик при проведении ремонта (реконструкции) должен согласовать с соответствующими организациями только одно – цвет стен. А вот судьба скульптурных изображений и декора полностью зависит от вкусов заказчика. Не понравится — снесет...

Такое уже было в Ростове при ремонте Дворца культуры строителей (тоже, кстати, не внесенного в охранные реестры) на Большой Садовой, где заказчику не понравились скульптуры, стоявшие в нишах, – рабочий с мастерком и девушка -маляр в рабочем комбинезоне. Никто из ростовчан и не заметил, как они исчезли, а их место заняли некие псевдоантичные фигуры в складчатых хитонах.

Ситуация с попытками расправиться со скульптурами Баринова встревожила и возмутила ростовскую общественность – как можно уничтожать горельефы, которые являются важнейшей частью облика здания, обладающего несомненными архитектурно-художественными достоинствами?

В том, что это именно так, глубоко убеждена искусствовед, доцент академии архитектуры и искусств ЮФУ Татьяна Сухорукова:

– Художественные достоинства рельефов очевидны. Язык социалистического реализма всегда подразумевал использование культурных традиций античности. И это прослеживается в рельефах Баринова. Скульптор прекрасно чувствовал масштаб – рельефы легко «читаются» с мостовой. Есть еще несколько несомненных достоинств, которые в состоянии оценить даже студенты...

Ее точку зрения разделяет ее коллега, доцент академии архитектуры и искусств ЮФУ Артур Токарев:

– В том, что эти скульптуры самого высокого уровня, сомневаться не приходится. На это есть заключение искусствоведов и экспертов. Непонятно, зачем менять отличную скульптуру на посредственную? Невольно возникает вопрос: если завтра в здании разместится общепит или баня, то означает ли это, что на фасаде должны появиться повара, официанты или банщики? Медики должны лечить людей, а не заниматься архитектурой.

О том, что здания в стиле советской неоклассики, определившей лицо послевоенного Ростова, находятся в весьма уязвимом положении, напомнила еще раз эксперт по государственной историко-архитектурной экспертизе объектов культурного наследия Любовь Волошинова:

– Ситуация убеждает – надо создавать новый список выявленных зданий-памятников, проводить по ним историко-архитектурную экспертизу, что до сих пор не сделано. Сегодня все здания, построенные между 1914 и 1941 годами, а также в послевоенное время, не защищены законом.

От лица членов Ростовского регионального Союза архитекторов вице-президент Союза архитекторов Юрий Трухачев обратился с письмом к начальнику управления здравоохранения Ростова Н. Левицкой в надежде убедить медиков в опрометчивости задуманного ими шага.

На прошлой неделе доцент ЮФУ Артур Токарев собрал подписи под петицией за сохранение горельефов скульптора Баринова, которые могут уничтожить при капремонте.



А вот какая информация появилась на сайте городской администрации: «В администрации Ростова отреагировали на петицию с требованием остановить работы по замене барельефов на фасаде здания по Ворошиловскому, 61.

Собственнику здания направлено предписание о приостановке работ по капитальному ремонту. Такое решение было принято после посещения объекта представителями департамента архитектуры и градостроительства Ростова. В ходе проверки выяснилось, что не все документы согласованы».

Мы связались с генеральным директором строительной фирмы «Руслан», депутатом Законодательного собрания РО Адамом Батажевым. Именно «Руслан» занимается ремонтом здания детского консультативно­диагностического центра.

– Никто не собирался и не собирается ломать или заменять горельефы на фасаде. Ни в сметах, ни в проектной документации не содержится даже намека на возможные изменения, – заявил Адам Ясаевич. – Мы призваны только восстановить пострадавшие от времени детали фасада и провести покраску. Сейчас фасад очищен, но до установления необходимой для наружных работ среднесуточной температуры никаких действий там мы не ведем. Я готов продемонстрировать все, что сделано и делается на объекте, представителям общественности и специалистам в области архитектуры. В данном случае тревога была ложной, и у общественности нет поводов для волнений.

Представитель заказчика главный врач клинико­диагностического центра «Здоровье», заслуженный врач Российской Федерации, профессор, доктор медицинских наук Игорь Абоян в разговоре с нашим корреспондентом подтвердил: никто не собирался и не собирается уничтожать горельефы известного ростовского скульптора В.Баринова. Ни один документ, относящийся к капитальному ремонту, не содержит даже упоминания о демонтаже горельефов. До начала кампании в защиту исторического здания ни с какими вопросами уточняющего характера к Игорю Артемовичу никто не обращался, и произошедшее, в частности появление письма общественности, явилось полной неожиданностью.

– Хочу успокоить всех, кого взволновало происходящее: оснований для тревоги нет. Горельефам на здании, где располагается детский консультативно­диагностический центр, ничего не угрожало и не угрожает.

Ремонтные работы продолжаются...