В РДК «Вешенский» состоялась творческая встреча со съемочной группой, работавшей над четвертой экранизацией романа М.А. Шолохова «Тихий Дон».

Тон беседы, простой и искренней, близкой и понятной каждому, задал главный режиссер фильма Сергей ­Урсуляк:

– Прежде всего, я хочу поблагодарить станичников и жителей вашего района за участие в картине, за ту искренность, с которой вы нас принимали. Спасибо вам огромное! Если бы я попросил вас сейчас задать вопросы, то уверен, первым бы был тот, который мне задали сегодня, когда я выходил из гостиницы. Ко мне подошел мужчина и говорит: «А зачем вам нужно после Герасимова снимать этот фильм?». Я думаю, что этот вопрос возникал у многих из вас, и я отвечал на него уже раз 98. Готов ответить еще раз. Действительно, это четвертая экранизация великого романа. Я считаю, что такие произведения, как «Тихий Дон», должны экранизироваться часто – раз в 10-15 лет. Они должны возвращаться на экран, книга должна быть живой. Второй вопрос – нужно ли сравнивать будущую экранизацию с фильмом Герасимова? Не нужно. Это не олимпийские игры, не чемпионат по постановке «Тихого Дона». У Герасимова – своя картина, у нас будет своя. Ведь главное, чтобы великий роман все время находился в кругу обсуждения. Важно, чтобы кто-то после просмотра фильма взял и прочитал это произведение. Скажем честно, мы не так уж и часто возвращаемся к нему, чтобы еще раз перечитать, вряд ли у нас есть время. Да и основание. А для экранизации, какой бы она ни была, это основание всегда есть. Уверяю вас, количество людей, посещающих Вешенскую, увеличится после выхода нашей картины. Друзья, самое главное, о чем я хотел попросить вас и сейчас, и на будущее: когда фильм выйдет, не ждите, что пройдут титры, а дальше появятся Глебов и Быстрицкая. Не появятся. Это другая картина с другими артистами. Я к чему это говорю – сейчас здесь появится группа исполнителей главных ролей. Станичники, не обижайте их. Они молодые, еще не опытные, застенчивые, но они замечательные. Поверьте мне. Мне есть с чем сравнивать…

Один за другим на сцену поднялись Евгений Ткачук, исполнитель роли Григория Мелехова (он известен телезрителям по сериалам «Жизнь и приключения Мишки Япончика», «Бесы»); Полина Чернышова, исполнительница роли Аксиньи, выпускница Театрального училища имени Бориса Щукина; Анастасия Веденская, играющая Дарью, и молодая актриса Надежда Лумпова – Дуняша.

Казалось, сейчас начнется традиционное общение «вопрос-ответ». Но этот пятничный вечер то и дело преподносил сюрпризы. В зале погас свет и под музыку, берущую за душу, на экране появились герои «Тихого Дона», такие знакомые и незнакомые одновременно. Эти минуты подарили зрителям уникальную возможность понять, каким будет «Тихий Дон» Урсуляка. Это не был отрывок из фильма, скорее - несколько специально подобранных сцен, дающих представление об экранизации.

– Один процент из того, что мы сняли, – в очередной раз удивил и так находящихся под впечатлением от увиденного людей Сергей Урсуляк. – А теперь задавайте вопросы.

- Уважаемый Сергей Владимирович, какую главную цель вы ставили перед собой, когда начинали съемки этого фильма. Удалось ли вам свой замысел осуществить?

– Начну с последнего вопроса. Удалось или не удалось осуществить замысел – судить вам. И не сейчас, а когда фильм появится на экране. Могу сказать, что я и все, кто меня окружает, старались. В нашей экранизации не будет многого, что есть в романе. Мы сосредоточили свое внимание на судьбе главных героев, имея в виду и жителей хутора Татарского: Мелеховых, Астаховых, Коршуновых и остальных. Мне казалось, что сегодня очередное выяснение, кто был прав – красные или белые – не столь важно. Кто бы ни оказался прав, жизнь всех попавших в это разбирательство сложилась трагически. Я хотел сделать фильм о праве людей жить своей жизнью. Вот и все. Вы знаете, сегодня трагедией, в которой погибли десятки тысяч человек, ни удивить, ни поразить, ни пронзить нельзя. Единственная возможность заставить зрителя сопереживать – показать индивидуальную судьбу человека, которого он может и должен полюбить, и тогда он поймет, как страшна гражданская война, потеря близких.

- Евгений, вы блистательно сыграли роль Мишки Япончика. Мы вообще думали, что вы одессит. А как вам удалось с донским говором справиться, и испытывали ли вы, исполняя роль, трудности?

– Слухайте, ну поправляют меня периодически. В общем, судить будете уже по итогу, а сейчас мы в процессе.

Сергей Урсуляк:

– Женя героически себя ведет, потому что каждый день его грим занимает четыре часа. Удивляюсь, когда он спит вообще. Он встает задолго до смены вместе с гримером и только через пять часов выходит на площадку. Группа спит, а он клеит себе нос…

Подарком-сюрпризом назвал режиссер появление на сцене двух именитых артистов - Людмилы Зайцевой (Ильиничны) и Сергея Маковецкого (Пантелея Прокофьевича). Зрители встречали их продолжительными аплодисментами.

- Людмила Васильевна, вы сыграли много женских ролей, что вы вкладывали в образ Ильиничны?

– Да, много было сыграно русских женщин. Ильинична очень сильная, она хоть и уступает во всем своему мужу, но делает то, что должна делать мать – она молится за всех за них.

- Как вы пришли к своей актерской профессии, что на вас повлияло?

Сергей Маковецкий:

– Я с детства хотел быть детским врачом. Но черт меня дернул выйти на сцену в восьмом классе в роли Аркашки Счастливцева. Вышел, и потом у меня была бессонная ночь. Я понял – это была бессонная ночь после премьеры. Я стал известным в школе, учителя физики, математики, биологии махнули на меня рукой и сказали: «Не наш!». И вот с тех пор я не их, а зрителей.

Евгений Ткачук:

– Папа привел меня в театр и сам пошел на репетицию, а я, посмотрев всю репетицию, понял, что я хочу быть там, на сцене.

Людмила Зайцева:

– Что-то в нас живет. Я вот родилась в степях Кубани, где не видела электричества до шестого класса. Там праздником был день, когда привозили кино. Это было окно в другой мир, в эти моменты что-то в душе поселяется и ведет тебя, ведет, ведет, и даже когда не принимают в училище четыре года, а оно все равно ведет – и наконец ты поступаешь и становишься артисткой.

- Сергей Владимирович, хотелось бы, чтобы ваш фильм дошел до нас раньше всех. Можно посодействовать, чтобы мы увидели его первыми, до того как он пройдет по всем каналам?

– Этот фильм – телевизионный. Его увидят, надеюсь, все. Мне кажется, что у станичников не найдется столько времени, чтобы восемь часов подряд сидеть хотя бы в этом зале и смотреть фильм. Дождитесь осени и на канале «Россия» посмотрите экранизацию романа. Я думаю, серий будет 14.

Не обошлось в этот вечер и без экспромта. Исполнительница роли Аксиньи Полина Чернышова спела русскую народную песню, а Сергей Маковецкий заставил зал смеяться до слез над бесконечной украинской считалочкой. Было еще много вопросов и о сложных моментах в съемках, и о курьезных. Все актеры сетовали на летнюю жару, весеннюю мошкару, зимний пронизывающий ветер, Полина-Аксинья называла трудными роды в телеге под палящим солнцем, Анастасия-Дарья – утопление в Дону.

– Снимаем утром на Дону сцену, как Григорий с Пантелеем Прокофьевичем ловят на баркасике рыбу, – Маковецкий не переставал смешить народ. – Баркасик такой неустойчивый… Итак, 4 утра. Я с приклеенной бородой, носом, Григорий тоже с носом. В общем, сидим мы с двумя носами. Готовится съемка. Сидим, сидим, ждем рассвета. Я так тихонько поднимаюсь и говорю: «Гришка, как же я боюсь упасть в воду». Сказал я, сел и облокачиваюсь так… Бах! И нету меня в баркасике. Я под водой и выплывать не собираюсь, главное – не могу понять, где дно? Группа во главе с Гришкой бросилась меня спасать, а я, как вынырнул, сразу думаю: «Где борода?». Потом мне моя любимая съемочная группа подарила маску для подводного плавания с трубкой…

На этой веселой ноте встреча закончилась. Но никто и не думал уходить. Режиссера и актеров прямо на сцене поклонники окружили плотным кольцом, не давая еще почти час героям вечера сойти с подмостков. «Фотосессия» с Сергеем Маковецким проходила в фойе ДК. Сколько было сделано снимков и дано автографов, не знает, наверное, никто.


Завершился вечер посещением режиссером и членами съемочной группы выставки «Еланский плацдарм. Первый шаг Победы». Артисты с неподдельным интересом выслушали рассказ главы администрации Шолоховского района О. Дельнова и командира поискового отряда «Патриот» А. Попова о героических страницах истории района, подвиге советских солдат на Верхнем Дону, о том, что освобождение Ростовской области началось здесь, с Еланского плацдарма, ожесточенные бои за который 70 лет назад разворачивались там же, где проходили съемки телефильма «Тихий Дон».