Родоначальником ростовской оперной труппы мог стать филармонический коллектив

В нынешнем сезоне у Ростовской областной филармонии – круглая дата: ей исполнилось 80 лет. Это событие артисты филармонии отметили большим праздничным концертом и ретроспективной выставкой.

Ряд экспонатов выставки, развернутой в фойе, для нынешних молодых зрителей уже требует пояснений. Вот, к примеру, витрина с фотографиями выдающихся музыкантов ХХ века – композиторов Шостаковича и Хачатуряна, певцов Магомаева, Зыкиной, Герман… Это сейчас ростовчане так избалованы гастролями звезд всевозможной величины, что их трудно удивить громким именем на афише. Но в 1960-1970 годы знаменитости посещали донской край гораздо реже, приезд каждой звезды становился событием с долгим эхом. Кстати, заполучить известного артиста периферийной филармонии порой тоже бывало непросто. Многое зависело от личности руководителя. Во главе Ростовской филармонии стояла тогда Эмма Вагановна Агопова. Большинство фотографий выставки – из ее личного альбома, с дарственными надписями знаменитостей.

Мегазвезды, озарившие своим светом филармоническую сцену, - это великолепно. Но основа настоящей филармонии – это ее собственный симфонический оркестр. Неудивительно, что именно с создания симфонического оркестра филармония началась и в Ростове, в 1935 году, когда этот город был столицей не только донского края, но и целого Азово-Черноморья.

В подшивках нашей газеты, носившей в те годы название «Большевистская смена», мы нашли интересный факт из довоенной истории Ростовского симфонического оркестра.

Однажды на стенах Ростовской филармонии появились афиши, приглашающие публику на оперу «Евгений Онегин» - не привозную, а созданную своими силами.

Корреспондент «Большевистской смены» сообщал о молодом, еще только формирующемся филармоническом коллективе. Рассказывал, что когда шел на этого «Онегина», большими надеждами себя не тешил. Рассчитывал на удачное исполнение нескольких сольных партий, и вдруг – настоящая опера. Не серия отдельных номеров классической музыки, а именно опера. Спектакль.

«БС» назвала создателей этой постановки: Марк Паверман и Ефим Брилль. Марк Паверман – это тогдашний руководитель Ростовского симфонического оркестра, Ефим Брилль – главный режиссер ростовского драмтеатра им. М. Горького.

«Марк Паверман в новой для него оперной сфере показал себя таким же уверенным, серьезным и инициативным художником, каким мы его знаем по симфоническим концертам, - писала «БС». - И впечатление от спектакля в целом осталось такое радостное, что было бы обидно, если бы за «Евгением Онегиным» не последовали новые работы».

То, что в подготовке первой оперы, поставленной силами Ростовской филармонии, участвовал профессиональный режиссер, наводит на мысль о больших оперных планах Марка Павермана и его оркестра. Если бы жизнь продолжалась своим мирным чередом, первая ростовская профессиональная оперная труппа появилась бы не в конце 1990-х на базе Ростовского театра музкомедии, а в стенах Ростовской филармонии на полвека раньше. Но премьера того «Евгения Онегина» пришлась на апрель 1941 года…

Когда началась война, многие музыканты Ростовского симфонического оркестра ушли на фронт. Дирижер Марк Паверман вернулся в Свердловск, где плодотворно трудился еще в 1930-е годы, и Ростов в его биографии больше не фигурировал.

Оперы и сегодня появляются на афише Ростовской филармонии, но как случаи, близкие к исключительным. В основном это – небольшие сочинения современных композиторов. Симфонический оркестр филармонии редко участвует в создании таких постановок. Возможно, «Евгений Онегин» 1941 года так и останется в истории Ростовской филармонии самым ее масштабным оперным проектом, дерзостью юных довоенных лет.