Незрячий музыкант солирует в оркестре. Невероятно? Факт!

В Ростовском колледже искусств прошел концерт Камерного оркестра народных инструментов, где на баяне солировал студент колледжа Рустам Каблахов. Его выступление потрясло обычных слушателей (Рустам с рождения – незрячий).

- Как же ты узнаешь, когда в оркестре должна прозвучать твоя партия? - спрашиваю Рустама.

- По звучанию оркестра, - отвечает он. - И потом, мы же репетировали. Мне вообще легко работать с Ольгой Алексеевной, дирижером оркестра.

Преподаватель по классу дирижирования Ольга Машина признается, что репетиций было мало, что еще раз подтверждает уникальность студента:

- Рустам невероятно интуитивный музыкант, гибко приспосабливающийся в учебе к любым условиям: будь это специальность или, что в его случае вообще необычно, дирижирование. Все музыканты твердили, что в его случае это просто невозможно. А он смог!

Ольга Алексеевна вспоминает свое знакомство с Рустамом. Она вела занятия в классе, и вдруг ее внимание привлекла чья-то необычная игра за стеной. Необычность была в изяществе и виртуозности звучания. «Кто бы из студентов мог так играть?..» - подумала она. Перебрав про себя фамилии ребят, так и не смогла определить, кто же? Любопытство взяло верх. Ольга вышла в коридор и увидела Рустама, играющего на баяне, который она приняла за аккордеон.

Кстати, в детстве любимой игрушкой Рустама был именно аккордеон.

- Как-то я достала аккордеон, на котором сама когда-то играла, положила на пол. Смотрю, мой малыш сел рядом с инструментом и стал нажимать на клавиши. Ему тогда три года исполнилось, - рассказывает Стелла, мама Рустама. - С тех пор все, что издавало звуки - гармошка, балалайка, бубен, — было его.

Когда Рустаму исполнилось 8 лет, родители подарили ему синтезатор, который он довольно быстро освоил. А больше всего они поразились тому, что Рустам смог настроить гитару старшего брата - до этого он вообще не был знаком с этим музыкальным инструментом.


Почему баян?

Но все-таки главным в жизни Рустама стал баян. Как-то Стелла занесла с балкона тот самый аккордеон, с которым ребенок не разлучался, когда был совсем маленьким. На нем уже не было клавиш. Стелла попыталась сыграть частушки на левой клавиатуре, что сделать было сложно. Как же Стелла удивилась, когда на следующий день ее сын левой рукой сыграл на «кнопках» частушки, которые она так и не смогла сыграть. В то время девятилетний ребенок учился в Кисловодской специализированной школе-интернате для незрячих. Там же, при школе, была музыкальная студия, куда Стелла и привела сына. Педагог по музыке Виктор Сергиенко с первого занятия понял, что перед ним - уникальный ребенок. И стал обучать его нотной грамоте. Именно он привил мальчику любовь к баяну. Когда на семейном совете встал вопрос о том, чтобы определить сына в музыкальную школу, всем стало ясно - Рустам пойдет учиться по классу баяна.

Однако после года учебы педагог Рустама сказал, что мальчику нужен другой баян, выборный, тот, что при игре дает больше возможностей. «А я таким инструментом не владею», - признался он. Пришлось родителям переводить сына в другую музыкальную школу, где им всерьез занялась педагог Ирина Андреева. Когда Рустам не мог по каким-то причинам ходить на занятия, Ирина Вячеславовна сама приходила к нему домой. Итогом упорных репетиций стало то, что за два года Рустам научился виртуозно играть на музыкальном инструменте, дважды становился лауреатом I премии международного конкурса незрячих музыкантов, дипломантом международного конкурса «Петро-Павловская Ассамблея», лауреатом I степени всероссийского детско-юношеского фестиваля-конкурса исполнительского мастерства. И в 14 лет стал героем энциклопедии «Одаренные дети-будущее России».


Есть к чему стремиться

Сейчас Рустаму - 19. С тем же упорством, что и раньше, он продолжает заниматься музыкой, участвует в разного уровня конкурсах. Неоднократно становился дипломантом международного конкурса «Аккордеон Плюс», который проходит в Ростове. Последний раз - в прошлом году. Тогда же, на конкурсе, педагоги музыканта спросили у одного из членов жюри, куда Рустам может поступить, чтобы продолжить обучение? Было два варианта - Воронежский музыкальный колледж и Ростовский колледж искусств. «Если Ванденко возьмет, будет учиться в Ростове», - услышали кисловодские педагоги. Геннадий Павлович Ванденко, преподаватель по классу баяна Ростовского колледжа искусств, не просто взял, он тут же обсудил с Рустамом, что он будет играть на вступительном экзамене, помог парню и его маме устроиться в общежитии. Когда хлопоты, связанные с поступлением в колледж, остались позади, Стелла спросила сына, почему он не захотел поступать в специализированный музколледж для незрячих? На что Рустам ответил: «Там я был бы лучшим среди равных. А здесь, в обычном колледже, пусть я буду не совсем высоко летать, но у меня будет к чему стремиться».

Он и стремится. Уже в этом году Рустам стал лауреатом I степени IV Южно-Российского конкурса студентов музыкальных колледжей по концертмейстерскому мастерству. Сейчас, помимо основной специальности, он учится еще дирижированию. Взялся к тому же разучивать в переложении для баяна произведения Рахманинова, Чайковского, Мендельсона...

- На конкурсах я исполнял эстрадные произведения, - говорит Рустам. – Но вообще-то мне больше нравится классическая музыка.

Щедро одаренному от природы музыканту преподаватели пророчат большое будущее. В перспективе Рустам хочет стать баянистом-исполнителем, преподавателем по классу баяна и, возможно, автором музыки для своего любимого инструмента. Недавно на одном из концертов, услышав звучание гобоя, Рустам восхищенно сказал: «Какие волшебные звуки!» Преподаватели говорят, что не удивятся, если музыкант захочет обучаться игре на гобое — в желании познать что-то новое у Рустама нет границ.