В Ростовском цирке новая программа: на арене всемирно известный «Медвежий цирк»

Казалось бы, любой зритель знает наперечет, что умеют делать косолапые артисты династии дрессировщиков Филатовых – с аттракционом «Медвежий цирк» они более 50 лет разъезжают по стране, не раз выступали и на арене ростовского цирка. В донской столице их встречают словно старых знакомых. Как десять, пятнадцать, тридцать лет назад, мишки ездят на самокатах, велосипедах, мотоциклах, роликах, балансируют, дерутся на ринге, играют на гармошке и танцуют… Седой мужчина в третьем ряду (совершенно точно, что не подставной – пришел с внуками) кричит: «Привет, Мишка!». Скорее всего, он не ошибся: среди медведей Александра Филатова есть медведь Миша, который старше его самого – потомственному дрессировщику в пятом поколении нет и тридцати, а медведь выступал еще с его дедом – известнейшим Валентином Филатовым. В этот раз знаменитая династия цирковых артистов, которой уже более 170 лет, представляет новый проект – уникальное слияние дрессуры, иллюзии и клоунады. Подготовила его молодая команда – брат и сестра Валентина и Александр Филатовы, их коллеги – гимнасты, акробаты, жонглеры под руководством народной артистки России Татьяны Филатовой.

Бурый мишка проревел на своем языке поздравление зрителям и артистам: и с премьерой, и с международным днем цирка, который отмечают в апреле, и началось… В неожиданном для дрессировщика амплуа на арену вышел Александр Филатов в клоунском дуэте с Александром Ковалевым. Все первое действие коверные смешили зрителей. Александр попробовал себя в жанре клоунады в 16 лет в московском цирке. И с тех пор успешно совмещает его с дрессурой. В ходе представления зритель легко улавливает идею режиссера: серьезные, требующие большого мастерства номера пародируют клоуны и успешно повторяют животные.

Представление захватывает сразу. Комический номер «Человек-паук и собака-супермен под куполом цирка» просто взорвал зал: собака-супермен оказалась отважной малышкой – она прыгнула с высоты 6 метров без страховки прямо в лапы паука!

С большой симпатией зрители встретили самых юных артистов – акробатов Анастасию и Сергея Золотухиных. Они – брат и сестра. Сергея Золотухина зрители еще раз встретили аплодисментами в романтической композиции на лентах под куполом цирка. В номере – отличные трюки с хорошим музыкальным и световым оформлением. За его исполнение Сергей получил звание лауреата международного конкурса циркового искусства в Париже.

Алла и Лилия Сычёвы продемонстрировали, что дрессировке поддаются и животные, которых мы привыкли встречать исключительно в зоопарке – дикобразы, ламы, совсем уж необычные для арены цирка носухи, и еще пеликаны, и голуби.

Надежда и Олег Филины удивили номером, герои которого необычные по цвету (малиновые и оранжевые) королевские пудели демонстрировали, «как обвести дрессировщика вокруг пальца».

В представлении есть номера, которые сегодня в цирке можно увидеть редко. Как говорят специалисты, они требуют ежедневных напряженных репетиций: баланс – дело тонкое. Надежда и Максим Максимовы создали номер «Эквилибристы на катушках», который одновременно зрителей держит в напряжении и вызывает улыбку.

Ерофей Машуков – жонглер на велосипеде. Задача у него непростая: стоять на движущемся транспорте и жонглировать, да еще в полной темноте. Правда, булавы светятся. Зрители номер оценили на пятерку.

Еще один сюрприз – иллюзионный аттракцион «Семейка магов». Тут уже не до улыбок. Очень хочется понять, в чем секрет номера, как можно проткнуть артиста Владимира Максимова вдоль и поперек в коробке, в которую и подросток–то с трудом втиснется. А к нему туда еще и партнерша ухитрилась залезть – его супруга иллюзионистка Валентина Филатова. Но такая у них профессия – радовать зрителей исчезновениями и прочими магическими штучками.

А самые главные сюрпризы зрителей ждут во втором отделении, где они в перерывах между аплодисментами задаются вопросами: сколько времени может занять дрессура медведя-роллера, который ловко объезжает пирамидки? Как спелась музыкальная группа «Ревущая берлога», где у каждого артиста свой инструмент – бубен, балалайка, гармонь и тарелочки? Объясняется все просто. В цирке у мишек своя карьера: научился ездить на роликах – дали самокат. Научился на самокате – пересадили на велосипед, потом – на мотоцикл. Так и с музыкальными инструментами — от погремушки к гармошке. И дается это все постоянными репетициями, как говорится, повторение – мать дрессуры. Александр Филатов рассказывает, что необходимое условие успеха – не заставлять медведя делать то, что хочет дрессировщик, а понимать характер, подмечать склонности животного и с учетом этого подбирать и придумывать для него трюки и номера.

– Это хищник. Он не собака, чтобы быть преданным человеку. И отнюдь не добродушное существо, каким выглядит на арене в штанишках или в шляпке с цветочками. И совсем не косолапый увалень. Медведи все делают очень быстро – и бегают, и прыгают, а ежели что не понравится – и подмять могут. Весят некоторые по 200 – 250 килограммов. Так что создать любой номер можно исключительно по доброй воле медведя. Потому – только сотрудничество, – говорит Александр Филатов. – Бывает, звери преподносят сюрпризы. Несколько репетиций подряд мишка не понимает, как сделать номер. Расстроюсь, сяду, махну рукой, а он тут как тут: сам подходит и делает все правильно, мол, так уж и быть...

Редкий дар понимать и чувствовать животных, наверное, у семьи Филатовых в крови. В России дрессуре нигде не учат. Только опыт семьи, передающийся из поколения в поколение, позволяет создавать уникальные номера. Дед Александра почти 50 лет назад подметил, как медведи прекрасно умеют держать баланс. Тогда и появился номер с медведем-балансером, который с успехом принимают и сегодня. Аттракцион Филатовых не могут повторить ни в одном цирке. К примеру, научить медведей ездить на велосипедах – пожалуйста. Но… Возможно, вы обращали внимание, что мишки-велосипедисты, как правило, выезжают из-за кулис уже на велосипедах, а как они на них садятся, зрители не видят. А вот у Филатовых есть медведь, который подходит к лежащему на арене велосипеду, поднимает его, сам на него садится и едет. И он – единственный в мире. А настоящий медвежий бокс! Причем страсти кипят и на ринге – мишки дерутся с азартом, всерьез, и зрители не могут удержаться, чтобы не поболеть за исход турнира на приз газеты «Большая медведица». Топтыжка и Торопыжка выдерживают несколько раундов очень серьезного поединка. Но заканчивается все как в настоящем цирке – без выбитых зубов и синяков: у Торопыжки лопается резинка в трусах, и он поспешно ретируется с ринга, а победитель получает букет цветов от косолапой поклонницы – все как в жизни. Между прочим, цирковые медведи, как все продвинутые байкеры, пересели с мотоциклов на мотобайки и квадроциклы.

Программа сопровождается прекрасным световым, лазерным оформлением, ­шоу-балетом и громкими аплодисментами зрителей.