Книга превратила читателей в художников, бойцов ополчения, краеведов, артистов

В тот день в ростовском парке Революции происходило необычное. На парковых дорожках посетители могли повстречать людей в противогазах, красноармейской форме, бойцов с забинтованной головой, молоденьких санитарок. Команды подростков в ярких майках что-то изучали на картах. Был здесь и дворник, словно сошедший со старой картинки: в стеганке, шапке-ушанке, длинном фартуке и, конечно, с метлой.

Парк превратился тогда в территорию литературного квеста – приключенческой игры наподобие компьютерных «бродилок». Этот квест Ростовская областная детская библиотека им. В. М. Величкиной придумала для учащихся седьмых и восьмых классов по мотивам книги писателя Виталия Семина «Ласточка-звездочка», и он стал одним из самых ярких событий одноименного литературно-просветительского проекта.

- Идея просветительского проекта, который основывался бы на событиях художественного произведения и вовлек в свою орбиту школьников, возникла у нашего главного библиографа Галины Васильевны Зверевой, - рассказывает сотрудник библиотеки им. В.М. Величкиной Александр Семенович Пхида. – Предыстория такова: московское издательство «Самокат» начало серию книг о войне «Как это было» и в числе первых выпустило в свет повесть нашего земляка Виталия Семина «Ласточка-звездочка» (впервые полвека назад читателей познакомил с этой книгой «Ростиздат»).

Эта повесть ставит перед подростками вопросы о дружбе и предательстве, о жизни и смерти, отношениях со взрослыми так, как формулируются они в этом возрасте. Только здесь эти вопросы еще заострены экстремальной ситуацией: ведь действие разворачивается накануне и во время захвата Ростова фашистскими оккупантами.

Вообще у этой книги много достоинств. Александр Пхида, театральный педагог и режиссер, сразу подумал, что по «Ласточке-звездочке» можно сделать со школьниками спектакль, заинтересовать их прошлым родного города. Он убежден, что есть книги, которые заслуживают многоэтапной библиоразведки: глубокого и продолжительного погружения в созданный ими мир. «Ласточка-звездочка» - одна из них.

Но осуществить такой проект библиотека могла лишь в содружестве со школами. Ведь по плану величкинцев, с которым они познакомили учителей еще на августовской педагогической конференции, раз в неделю урок литературы в каждом, участвующем в проекте классе, должен был на протяжении нескольких месяцев отдаваться библиоразведке.

Не все школы, поначалу загоревшиеся желанием провести у себя такую библиоразведку, оказались реально к ней готовы. В итоге под флагом «Ласточки-звездочки» нынешний учебный год прошел в школах № 75 и № 77, физико-математическом лицее № 33 и гимназии № 45, в которой учился до войны будущий писатель Семин.

На первом этапе погружения в мир «Ласточки-звездочки» (разведка умом) величкинцы обсуждали со школьниками эту книгу, поступки ее героев, а также документальную книгу журналиста и краеведа Владислава Смирнова «Ростов под тенью свастики», в которой собраны свидетельства горожан о днях оккупации. На втором этапе (разведка действием) готовились к литературному квесту и репетировали фрагмент повести (у каждого класса – свой), который в итоге должен был стать частью единой литературно-драматической композиции «Мы пройдем через это…»

В тот апрельский день, с которого я начала рассказ о проекте, команды классов – участников проекта, сверяясь по особым картам, изготовленным студентами Ростовского художественного техникума им. М.Б. Грекова, следовали по парку Революции каждая своим маршрутом, указанным в секретном конверте. Эти маршруты включали в себя остановки на семи станциях, где школьники получали задание на знание книги «Ласточка-звездочка» и истории Ростова военных лет.

К примеру, на станции «Штаб ополчения» их могли спросить о сопротивлении ростовчан оккупантам, подвигах тех освободителей Ростова, чьи имена сегодня носят его улицы.

Станция на карте с изображением винтовки напоминала о мечте главного героя повести Сережи Рязанова и его друзей всем двором уйти на фронт. О бое, свидетелями которого они стали. В эту станцию на время квеста превратился парковый тир. Там команды соревновались в меткости.

А дворник Мекс вызывал в памяти фразу из «Ласточки-звездочки» о том, что война сразу же подравняла и сблизила детей и взрослых.

Спустя месяц участники проекта покажут на сцене Ростовского Дворца творчества детей и молодежи спектакль, в котором Мекс окажется фигурой трагической. Он, как это описывается в повести, останется верен своему дворницкому долгу закрывать ворота, не пуская во двор чужих, будет требовать у немцев документы и погибнет, сраженный автоматной очередью. Но на квесте устроители игры позволят себе порадовать Мекса тем, чего в книге не было: дворник будет играть с мальчишками в футбол!

- Нереальное удовольствие! – такими словами свое впечатление от участия в этой библиоразведке выразили ученицы 8 класса «А» школы № 75 Аня Луканина и Милена Ерибекян.

Наверно, присоединиться к такой оценке могли бы не только их сверстники, но и взрослые. Видели бы вы, с какой радостью участвовали в квесте волонтеры далеко не школьного возраста!

В спектакле «Мы пройдем через это», который составили драматические и даже трагические страницы «Ласточки-звездочки», было несколько Сергеев Рязановых, поскольку, напомню, каждый класс разыгрывал свой эпизод. И в каждом из них был Сергей. У одного из исполнителей этой роли – учащегося 8 класса «Б» лицея № 33 Никиты Ирюпина – я спросила о самом психологически сложном фрагменте повести и спектакля. О его оценке поведения одного из персонажей. Там друг Сергея Эдик Камерштейн, он же Тейка, возвращается после недолгого отсутствия в оккупированный Ростов и видит надпись на закрытой двери своего дома: «Конфисковано. Еврейская квартира». Куда податься Тейке? Отец оставил их с мамой еще до войны, мама и ее родные расстреляны.

Сережина семья принимает Тейку, но он не хочет, чтобы люди из-за него рисковали. И как ни отговаривает его Сергей, идет в немецкую комендатуру, захватив с собой метрику. В метрике указано, что его отец - немец, мать – еврейка.

Сергей сопровождает друга в этом опасном предприятии, полтора часа ждет, пока Тейка выйдет из страшного здания. Тейка рассказывает, как все было. Он сказал немецкому офицеру, что его мать, дед и бабка расстреляны, спросил, а ему самому что делать? Офицер поинтересовался, а кем он хочет быть – немцем или евреем? «Конечно, немцем», - сказал Тейка и был отпущен с советом все же побыстрее покинуть город.

- Когда мы с ребятами обсуждали этот эпизод, то решили, что Тейка поступил правильно и ему не стоит стыдиться своего ответа, - подытожил Никита.

С ним согласился и Кирилл Колесников из 7 класса «А» школы № 77. А еще ребята заметили, что из книг про войну предпочитают те, которые написаны людьми, знающими о ней не понаслышке.

- Замечательная идея библиоразведки «Ласточка-звездочка» и не менее земечательное ее воплощение, - сказал, посмотрев этот спектакль, председатель Ростовского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александр Кожин.

Величкинцы в связи с этим проектом подали заявку на участие во Всероссийском конкурсе идей литературных достопримечательностей. Смысл конкурса в том, чтобы напомнить современникам о незаслуженно забытых книгах их земляков, сделать так, чтобы это напоминание было широкодоступным и зримым, одухотворяло окружающую среду. Величкинцы предлагают установить в Ростове несколько мемориальных досок, к примеру, с цитатами из «Ласточки-звездочки», в тех местах города, где разворачиваются важные для повести события.

За идеи, предложенные на конкурс, можно проголосовать на его сайте. Правда, только до 1 июня.

А проект «Ласточка-звездочка» продолжается. Теперь Александр Пхида запишет вместе со своими артистами аудиоверсию повести, чтобы пополнить этой записью фонды Областной библиотеки для слепых. Еще предстоит выпуск альбома, на страницах которого отразятся этапы проекта «Ласточка-звездочка». Этот альбом получат в подарок все участники проекта на добрую память. Хотя разве такое забудется?

Фотоматериал предоставлен штабом библиоразведки «Ласточка-звездочка».
Видео Владимира Апарина