Как жаль, что нет до сих пор стихотворения или песни про пилотку. Про синий платочек есть песня, а про этот незамысловатый солдатский головной убор, в котором советские воины полмира прошагали, - никто не догадался сочинить… А ведь он прослужил солдатам более ста лет.

Историки моды утверждают, что пилотка произошла от берета («боннета»), который придумали кельты. Есть мнение, что она появилась в армии благодаря летчикам Королевских военно-воздушных сил Великобритании. Для личной безопасности во время полетов их обязывали надевать кожаные шлемы. Перед тем, как сесть в самолет, авиаторы складывали боннеты, превращая их в узкую полоску, которую засовывали под погон. После полета пилоты ленились разглаживать боннеты и носили их в виде «fore-and-after», то есть двуносыми. Считается, что именно так и появилась пилотка. В разных странах она имеет свои названия и особенности. В Америке это - кепка Гаррисона, в Италии – бустина, в Польше – фуражирка.

В русской армии головной убор типа пилотки, называвшийся тогда «мягкой складной шапкой», впервые был введен в 1913 году в авиационных и воздухоплавательных частях.

Складная шапка-пилотка (которую сначала называли «полетка») уже к 1914 году стала самым популярным элементом обмундирования в императорской авиации – ее было принято класть под сиденье перед вылетом, чтобы быстро надеть на голову по окончании полета. В то время пилотка шилась из черного сукна и состояла из колпака и прилегавших к нему двух бортиков. В верхних швах колпака и по краям бортиков прокладывались красные окантовки - выпушки. Офицерам также полагалась складная шапка аналогичного покроя, только с серебряной тесьмой и кокардой офицерского образца. Эту шапку офицерам разрешалось надевать только в полетах, при работе у летательных аппаратов, на аэродромах между полетами, то есть тогда, когда не было необходимости носить фуражку.

Временем массового появления в армиях мира пилоток можно по праву считать 1935 год. В российской армии приказом вводится новая форма одежды для личного состава всех родов войск российской армии. Теперь пилотка полагается всему командно-начальствующему и рядовому составу. Пилотка командного состава шилась из мериносового сукна на сатиновой подкладке и состояла из колпака и бортиков. Для авиации пилотки полагались синего цвета, для мотомеханизированных войск — стального, для всех остальных — цвета хаки. На лобную часть пилотки нашивалась суконная звезда цвета рода войск, на которую крепилась красная металлическая звездочка малого размера. Пилотка для младшего и рядового состава шилась из хлопчатобумажной ткани цвета хаки для всех родов войск, исключая авиацию и танкистов (темно-синий и стальной цвета соответственно) и не имела суконной звезды. Войска НКВД СССР этот головной убор получили в конце 1935 года. Пилотки для чекистов имели окантовки малинового цвета.

В Германии 1935 года пилотка стала главным полевым головным убором. Ее шили так, чтобы передняя часть боковин была выше задней, фигурно вырезая уголки на отворотах. Впереди вышивалась трехцветная кокарда, над ней – имперский орел. Танковые войска тоже носили этот головной убор, только с той разницей, что пилотка была черной, а кант и орел – розовые. По многочисленным свидетельствам, немецким солдатам нравился этот убор. Однако война вносила свои коррективы. После разгрома под Сталинградом фашистская пилотка потеряла свой лоск. Орла и кокарду соединили в одно целое, чтобы упростить технологию шитья. Вскоре исчезла окантовка и шелковая подкладка, да и качество сукна резко упало. В конце войны немцы шили пилотки уже из самой дешевой ткани цвета хаки. Получается, что войну проиграли не только фашисты, но и их пилотки.

В вооруженных силах СССР пилотки («пирожки») носили и мужчины, и женщины. Причем офицеры и прапорщики носили, как правило, пилотки с кантами соответствующих роду войск цветов, а шили их из хлопчатобумажной ткани. Позже появились пилотки из ткани, называемой в обиходе «стекляшка». Прозвали эту ткань так за то, что до первой стирки она блестела. Материал состоял из хлопка и лавсана. Они меньше выгорали на солнце и пачкались. Особенной любовью пользовались такие пилотки в среде старослужащих и дембелей, всем хотелось покрасоваться на гражданке в пилотке с блеском. Кстати, в Советском Союзе мальчишки ждали возвращения родственников или просто знакомых из армии с особым нетерпением. Пилотки не продавались в магазинах, и получить долгожданный головной убор можно было, лишь попросив солдата подарить свою пилотку.

Сегодня к юбилею Победы пилотки можно найти на лотках праздничной продукции, среди флажков и ярких открыток. Цена – от 300 рублей и выше. Этот головной убор становится уже модным аксессуаром. В некоторых российских городах пилотки носят в рамках патриотических акций и дарят их ветеранам Великой Отечественной. А вот в армии пилотки, служившие солдатам верой и правдой много лет, практически вытеснены больше похожими на американские кепками с козырьками и беретами И только Интернет пестрит объявлениями: «Куплю старую пилотку советского образца»…