Старейший донской театр открыл для себя и своих зрителей в юбилейный 190-й сезон новые горизонты

В честь легендарной дебютантки

Юбиляр – это городской театр в Новочеркасске, который одни предпочитают называть Донским театром драмы и комедии им. В. Ф. Комиссаржевской, а другие – Казачьим драматическим. Оба названия верны и закреплены за ним официально. Так сложилось, причем в довольно недавней истории.

Юбилейный сезон театр открыл «Бесприданницей» по Островскому, и многие театралы решили, что это не случайно. Ведь в роли бесприданницы Ларисы Огудаловой блистала когда-то Вера Комиссаржевская. Впрочем, не на здешней сцене.
В новочеркасском театре она дебютировала в 1893 году. Но не стоит представлять дебютантку вчерашней гимназисткой. Вере Федоровне было почти 29 лет. Она уже имела опыт выступлений перед публикой в театральных постановках, но не на профессиональной сцене.

За свой первый и единственный сезон в новочеркасском театре Комиссаржевская сыграла 58(!) ролей. Ведь, как свидетельствуют краеведы, в то время в новочеркасском театре новые названия появлялись на афише каждые два-три дня. Преобладали непритязательные комедии и водевили. Хотя Вере Федоровне привелось сыграть и в «Горе от ума».

По мнению заслуженного артиста России Александра Коняхина, было бы справедливее, если бы его родной театр носил имя кого-то из таких тогдашних корифеев русской сцены, как Николай Рыбаков или Александр Ленский. Этих властителей дум своего времени с новочеркасским театром связывали куда более прочные творческие узы. Но их имена давно уже лишь достояние театральной истории, а Комиссаржевская превратилась в одну из знаковых фигур Серебряного века.

Кстати, новочеркасской публике пришелся по душе спектакль о первом театральном сезоне Комиссаржевской. Отрывок из него вошел в большую праздничную программу наряду с фрагментами из спектаклей разных лет, которые шли на столичных сценах во время гастролей этого театра в Москве, отмеченных престижными наградами, этапных спектаклей в его истории.

190 лет – это серьезно… Это выходит, что и Пушкин мог бывать на спектаклях новочеркасского театра по дороге на Кавказ и обратно? Бывал там и Пушкин, и лицейский его друг Пущин. А в начале лета 1840 года три вечера провел в нем Лермонтов. Правда, Михаилу Юрьевичу не повезло. Мало того, что не понравилось само помещение и окружение, так еще обескуражило поведение оркестрантов. Сцена, изображенная им в письме к приятелю, очень напоминает «ре-пе-ти-пи-пи-тицию» из «Веселых ребят», которая завершилась отправкой разошедшихся оркестрантов в кутузку.

Заметим, что постоянной труппы в Новочеркасске тогда не было, и подобные происшествия случались не только там.

Здание Лермонтов описывает тоже не нынешнее. Не раз театру пришлось переезжать из одного места в другое. В 1938 труппа вообще оказалась без крыши над головой из-за пожара.

В нынешнем красивом старинном здании театр прописался полвека назад. Рассказывают, что в войну эта красота сильно пострадала. восстанавливали ее всем миром. Или, как тогда это называлось, методом народной стройки.


Что казакам Мельпомена?

То, что в столице донского казачества еще с 1825 года существует театр, удивляет не только туристов. Представить казака той эпохи летящим на лихом скакуне с пикой или шашкой наголо – это пожалуйста. А вот казак, собирающийся в культпоход в театр, это даже для многих дончан картина непривычная.

Но в XIX веке куда поразительнее было другое: театр существовал благодаря финансовой поддержке всевеликого войска Донского. Считай, на госсредства. И это в то время, когда господдержку получали только императорские театры.
Новое имя – Казачий драматический – появилось у новочеркасского театра в начале 1990-х годов.
– Предполагалось, что театр будет ставить произведения казачьих авторов и о казаках? – спросила я у новочеркасских артистов и в ответ услышала решительное «нет!».

– Афиша этого театра немыслима без русской и зарубежной классики, не забывайте, что чеховскую «Чайку» здесь поставили раньше, чем в Московском художественном театре. Можно ли предать такие традиции?! – сказал Александр Коняхин и пояснил, что это название прежде всего подчеркивает неразрывную связь коллектива с донской культурой, указывает на исторические истоки. Получив новое имя, театр поставил спектакль «Пугачев» (по Есенину). Но вслед за ним – «Пигмалиона» Бернарда Шоу. (Кстати, на недавнем областном театральном конкурсе новочеркасцы удостоились сразу нескольких наград за спектакль из средневековой английской жизни – «Лев зимой». – М. К.).

– Когда театр в городе единственный, миссия у него особая, – говорит директор новочеркасского театра Полина Конышева. – Он должен быть разным: и экспериментальным, и традиционным, детским, молодежным. По этому принципу строится наш репертуар, и в нем всегда есть спектакли о казаках. В нынешнем сезоне – это постановки по произведениям Шолохова: «Бабий бунт» и «Семь казачьих распевов».

– Казачье происхождение для кандидата в артисты новочеркасской труппы обязательно?

– Никогда здесь такого не было! – свидетельствует Александр Коняхин. – В труппе не только донские казаки, новочеркасцы. Главное – талант и интерес к донской культуре.

– Одним только знанием казачьей культуры не обойдешься даже при работе над спектаклями о казаках, – заметила актриса и режиссер Ольга Ситникова. И вспомнила о том, как начинались здесь репетиции спектакля по мотивам толстовских «Казаков». Задумал его художественный руководитель театра Леонид Шатохин, с именем которого в Казачьем драматическом связана целая эпоха. Толстой описывает быт терского казачества, его взаимоотношения с горцами. Вот и в спектакле должна была звучать вживую старинная кабардинская песня. Чтобы ее разучить, новочеркасцы пригласили коллегу из Нальчика. Шутили, что кабардинский язык не легче китайского. Но – сдюжили. Жаль, безвременный уход Шатохина из жизни прервал работу над «Казаками».

Найти того, кто продолжил бы это дело мастера, непросто. Шатохин спектакль «Казаки» сочинял картину за картиной. Но коллектив надеется, что когда-нибудь и спектакль «Казаки» появится на его афише.


А как насчет поговорить?

190-й сезон в новочеркасском театре можно назвать еще и молодежным. Ведь он стал временем реализации перспективных проектов, адресованных молодежи. Уже пять лет при театре работает детская театральная студия «Мастер-класс». Лучшие ее воспитанники участвуют в спектаклях театра. Кроме того, ежегодно студия выпускает собственный спектакль и приглашает на просмотр друзей и родственников. Но нынешняя постановка о блокадном Ленинграде получилась настолько удачной, что ее решили показать на малой сцене для широкого зрителя. Все прошло замечательно. А потом еще этот спектакль повезли в Волгодонск на детский областной смотр-конкурс, и он занял там первое место!

Этот спектакль продолжил освоение молодежью малой сцены. Началось оно с литературно-драматической композиции о жизни и творчестве Лермонтова, на которую молодые артисты театра пригласили старшеклассников. Так стартовал проект, придуманный Александром Коняхиным и Ольгой Ситниковой.

– Идея этого проекта возникла от отчаяния: ну почему нынешние школьники так слабо интересуются литературной классикой и так мало читают?! – рассказывает Коняхин. – А если приблизить к ним книгу через театрализацию?

– Наши планы не ограничивались показом постановки, – продолжает Ситникова. – Очень хотелось еще и поговорить со школьниками и о ней, и о Лермонтове. Но захотят ли они, больше привыкшие к интернет-форумам, высказаться вслух?

Все получилось. А постановку о Лермонтове возили еще в Гуково. Причем дважды. Второй раз – по просьбе тех, кому не удалось побывать на первой встрече.

У авторов этого проекта есть идеи и других художественно-просветительских постановок для малой сцены. Мечтают воспитать просвещенного зрителя. А это хорошее и нужное дело не только для тех городов, у которых есть свой театр.