Актуальность постановки этой оперы Ростовским музыкальным театром подтвердили реальные события предпремьерной ночи

«Орестею», написанную композитором Сергеем Танеевым по мотивам трилогии древнегреческого драматурга Эсхила, относят к операм с несчастливой судьбой. Ростовский музыкальный театр это ничуть не смутило. Он даже ее премьеру смело назначил на 13-е число. А в ночь на 13-е толпа неизвестных – то ли провокаторов, то ли неразумных патриотов, присоединила свое звено к цепочке злодеяний против дипломатических миссий, выкованной на Украине.

За пару дней до этого Андрей Аниханов, музыкальный руководитель и режиссер постановки, рассказывал на пресс-конференции о том, чем дорог ему Эсхил. Получалось, что главной идеей: осуждением мести и прощением раскаявшимся.

Интрига «Орестеи» закручена вокруг взаимоотношений сильных мире сего. Царица Клитемнестра убивает мужа, героя Троянской войны Агамемнона, мстя ему за дочь, принесенную в жертву богам. У Клитемнестры есть сообщник – Эгист, двоюродный брат ее мужа. Он же – любовник царицы. К Агамемнону у Эгиста – свой счет. Ему тоже есть, за что жестоко мстить брату.

Вернувшийся из долгих странствий сын Клитемнестры и Агамемнона Орест потрясен убийством отца. Он совершает свое возмездие, лишая жизни мать и дядю.

Однако ни царице, в ее час, ни Оресту месть не приносит облегчения. Клитемнестру преследует тень убитого супруга, Ореста терзают, как стая злобных птиц, богини мщения – эринии. Спасти его может лишь искреннее раскаяние.

По совету бога Аполлона Орест отдает себя суду земному, но судьи не могут склониться к единому мнению. Тогда за Ореста вступается мудрая богиня Афина.


- Кто сердечным покаяньем

и слезами грех омыл,

Кто очистился страданьем,

тот прощенье заслужил,

- изрекает (вернее, пропевает) она.


Мощная романтическая музыка Танеева, ученика великого Чайковского, созвучна пафосу этой высокой трагедии. Почему же у оперы «Орестея» несчастливая судьба (а заключается несчастье в том, что ставят ее крайне редко)?

Один из главных упреков: «Орестея» Танеева не сценична. Утверждение небезосновательно. Зачем же Ростовский музыкальный взялся за ее постановку?

«Из музыкального любопытства и профессионального честолюбия», - так вкратце отвечают в театре на этот вопрос.

В этой опере много музыки, предназначенной для хора. Причем материал великолепный. Для хора «Орестея» это, конечно, подарок судьбы.

Ростовский музыкальный не впервые берется за исполнение сложных и так редко звучащих сочинений, что послушать их приезжают даже из других регионов. Прежде это были симфонические произведения, теперь – целая опера.

Техническое оснащение современных театров позволяет добавить динамизма и зрелищности даже тем произведениям, которые раньше считались несценичными. В «Орестее» задник сцены превратился в экран, на котором возникают документальные кадры уже новейшей истории, выразительная анимация, видеопроекции произведений древнегреческого искусства. Все это не только расширяет пространство оперы, но наполняет ее новым смыслом.

Художник-сценограф Ирина Агуф, как и Андрей Аниханов, полна надежд на то, что этот спектакль подвигнет зрителей на более глубокое знакомство с прекрасной античной культурой. То есть выполнит миссию еще и просветительскую.

В какой-то степени эти надежды начали оправдываться уже на предпремьерном показе: для некоторых зрителей оказалось открытием, что язычники могли испытывать муки совести, совершив даже благородную, по их понятиям, месть. Самой же большой неожиданностью оказались речи богини Афины. Прощение за искреннее раскаяние и страдание… Неужели то, что мы связываем с христианскими принципами, было уже в творениях Эсхила, удивлялись они.

Автор либретто Алексей Венкстерн адаптировал слова древнегреческих персонажей, сделав их более понятными современникам, но смысл сохранил. Много чего было в Древней Греции.

«Орестея» из тех опер, которые могли бы исполняться под открытым небом. Но где найти подходящую площадку? Первые зрители оперы в качестве возможных вариантов называли Херсонес. Или, может быть, музей-заповедник «Танаис» расположенный недалеко от донской столицы, на месте древнего античного города? А как заманчива идея показать «Орестею» на античной сцене в самой Греции…

Пока это только мечты. Но, может, о них узнают на древнегреческом Олимпе и помогут?  

Фото Владимира Филиппова