Уличные музыканты для донской столицы — зрелище привычное. Но что движет человеком, который берет в руки музыкальный инструмент и идет играть в парк, подземный переход или буквально на улицу?

- Что заставляет вас концертировать на улице? - спросила я однажды девушку-флейтистку.

- Впервые я вышла на улицу из-за финансовой нужды. Спросите любого уличного музыканта, зачем он играет, и услышите, что ради денег. Редко просто так, для себя. НО! - стоит поиграть несколько раз, и ты уже втягиваешься в это дело, его финансовая сторона отходит на второй план. Порой гораздо приятнее получить за свою игру похвалу или розу.

- Надо ли что-то в себе перешагнуть, чтобы играть без смущения на музыкальном инструменте на виду у прохожих?

- Конечно! Нужно перебороть страх сцены. Ведь улица — это самая непредсказуемая площадка для выступлений. Страх тут у каждого свой. Я очень боялась сделать ошибку в игре, но вскоре поняла: если даже собьюсь, это вовсе не конец света.

- Прибыльное ли это дело ‑ уличное концертирование?

- Чертовски много внешних факторов, влияющих на прибыль: погода, время года, будни или праздники, в какое время играешь, в какое время дня. Многое зависит от репертуара и настроения музыканта. Но все же при известном усердии можно добиться довольно-таки стабильного дохода. Скажу так: жить на эти деньги можно. Правда, что такое жить, каждый ведь понимает по-своему.

- Как выбирается место для выступления?

- Опять-таки внешние факторы решают все. В дни общегородских торжеств — это места народных гуляний. При этом надо найти такой уголок, чтоб и слишком шумно не было. В будние дни – это главные улицы, парки и скверы. Особенно любимы уличными музыкантами подземные переходы. В выходные дни – конечно, места отдыха.

- Строите ли вы план уличного концерта? Знаете, с какой мелодии начнете, какой его завершите, или тут сплошь импровизация?

- Не скажу, что сплошная импровизация, но планы не строим. У каждого есть какой-то репертуар. Его и играем. Можем крутить одну и ту же мелодию, пока самим не надоест. Иногда люди подходят и заказывают что-то свое. Если знаем, то играем.

- Доводилось ли вам играть в скверную погоду – когда пробирает мороз или, напротив, жуткая жара?

- У меня инструмент духовой и очень нежный. Мороза, ветра и дождя не терпит. А вот в жару я играла. Где-нибудь в сквере или у фонтана – самое то, что надо.

Встретить в плохую погоду играющего на улице музыканта непросто. Хотя и такие кадры есть. Считаю, что эти музыканты – настоящие герои. Чувства испытываешь к ним смешанные: и восхищение, и понятную жалость, и... зависть. Не теряют времени даром — и в непогоду денежки зарабатывают.

- Сколько времени обычно продолжается уличный концерт?

- Это зависит от цели музыканта. Кто-то хочет заработать определенную сумму денег. Кто-то просто играет, пока не устанет. У меня в среднем концерт часа на два.

- Легко ли выступать средь шума городского?

- Вполне. Даже музыка из соседней кафешки не мешает. Кому интересно - услышит. Когда играешь, сливаешься с музыкой, и уже становится безразлично, где и кто шумит. Знаю, что некоторые музицируют в наушниках. Совершенно не представляю, как они так могут?..

- Влияет ли на успех у публики внешность уличного музыканта?

- Если ты выглядишь, как алкоголик, шалопай или кто-то в этом роде, тебе очень мало подкинут «на чай». Подмечено, что девушкам кидают больше. Особенно красивым. Но броско и роскошно одеваться нельзя. Надо просто и без излишеств. Людей с внешностью неформалов тоже не всегда жалуют, кстати.

- Часто рядом с уличным музыкантом можно заметить целую компанию его приятелей. Это больше ради безопасности или ради моральной поддержки?

- Если есть такая компания, значит, в ней присутствует и аскер (от англ. ask - «вопрос»). Аскер носится с чем-либо в руках (шапка, сковородка, футляр от музыкального инструмента и т.д.) и убеждает прохожих подкинуть денег музыканту.

Но вообще присутствие такой компании - это чаще всего свидетельство того, что средства от концерта пойдут на покупку алкоголя. Можно ли это назвать поддержкой музыканта и обеспечением его безопасности?

Опасностей, кстати, довольно много. От банального воровства денег до угрозы убийства из-за них же. Может заявиться персона, которая в принудительно-добровольном порядке захочет «крышевать» музыканта. И подобных случаев сотни.

- Случалось ли вашим знакомым или, может быть, даже родственникам, не знавшим о вашем уличном концертировании, заставать вас за этим занятием? Какая сцена следовала за этим?

- Таких случаев в моей практике не было. Всегда все узнавали об этом раньше, чем слышали на улице мою флейту (люблю болтать о своих уличных концертах). У всех была нормальная реакция. Специально приходили послушать. А если находились знакомые, которые не знали об этом моем хобби, то просто были в свой срок приятно удивлены. Я никогда не слышала про случаи, когда у музыканта были бы проблемы с близкими из-за того, что он играет на улице.

Юлия Аксенова,
выпускница ростовского лицея № 33