Когда в начальной школе были введены новые образовательные стандарты, многие педагоги задумались над тем, чем увлечь учеников, как пробудить интерес к предмету? А Николаю Авилову, учителю математики из Егорлыка, ничего не надо было придумывать

Комната Николая Авилова, учителя математики из егорлыкской школы № 7, буквально заполнена головоломками. Сколько их? Сотни, тысяча? Посчитать невозможно. Во многих из них лежит некая математическая идея. Именно такие коллекционирует и придумывает Николай Иванович. Головоломки – не просто хобби, но и часть его работы. Недавно у младших школьников он стал вести внеурочные занятия «В мире головоломок». И уже тогда понял, что попал в точку – любопытству детей не было предела.


Что такое головоломка?

Теперь, когда Николай Иванович задает ученикам традиционный вопрос: «Что такое головоломка?» слышит от них: «Это умная игрушка, в которой спрятан некоторый секрет. Чтобы разгадать головоломку, нужно докопаться до этого секрета». Авилов и сам в их возрасте пытался «докопаться»... До сих пор помнит свою первую головоломку, которую сделал и подарил ему незнакомый дедушка. Это была проволочная головоломка, состоящая из трех элементов: дуги, перекладины и фигуры, похожей на сердце.

– Когда дедушка дал мне ее, я подумал, что он надо мной шутит, – вспоминает Николай Иванович. – Но когда я увидел, как он несколькими движениями пальцев снял с конструкции проволочное сердце, был просто потрясен.

О новом для себя открытии маленький Коля рассказал друзьям-первоклассникам, которые тут же принялись мастерить такую же, как у него, головоломку. Благо хутор в начале 60-х электрифицировали, и обрезки алюминиевой проволоки валялись чуть ли не у каждого столба. Некоторое время спустя очередную непростую задачку Николаю и его одноклассникам задал местный тракторист. Он сложил из спичек равенство: VII = I и предложил ребятам переложить всего одну спичку, чтобы оно было верным. Это сейчас он говорит, что все гениальное просто и, переставив спичку к правому верхнему краю римской цифры V, получишь правильное равенство: I = I – корень из единицы равен единице. А тогда ему и его товарищам так и не удалось справиться с задачей.

Когда Коля стал постарше, его мама выписала журнал «Наука и жизнь», в котором публиковались головоломки. В восьмом классе на увлечение Николая обратил внимание учитель математики Николай Мелехов и стал «подкидывать заковыристые задачки». Собственно, благодаря своему учителю Николай Иванович поступил в Ростовский пединститут и, окончив его, уже сам стал преподавать математику в егорлыкской школе.


«Люди! Не берите гвозди...»

Сегодня многие школьники на переменах играют в компьютерные игры, установленные в мобильном телефоне или планшете, а ученики Николая Ивановича, «включая» логику и сообразительность, раскрывают секреты непростых задач.

– Привлекательность головоломок в том, что они позволяют ребятам развивать их творческие способности, учит решать нестандартные задачи, – говорит Николай Иванович.

Собственные исследования и достижения ученики Авилова продемонстрировали в прошлом году на состоявшемся в Ростове V фестивале науки Юга России. В такого рода мероприятии они приняли участие впервые. Пробиться к их модулю «Головоломка – шаг в науку и культуру» было просто невозможно. Ребятам было чем удивить гостей. Они, проявив гибкость ума и ловкость рук, «рисовали» из множества кубиков Рубика уникальные картины, на одной из которых была изображена эмблема фестиваля, на другой – портрет первого космонавта Юрия Гагарина. На создание портрета 9 ученикам понадобилось 324 кубика и 40 минут времени. А студентам и ученым дети предложили многочисленные головоломки, которые можно было не только собрать, но и сделать самим. «Не собрал ничего, но получил кучу хороших эмоций! – читаю отзывы участников фестиваля. – Головоломки интересные! Ребята дружелюбные! Молодцы! В. Скоробогатов». «Занимательно, увлекательно, интересно, красиво, познавательно, доступно об очень непростом мире «ее величества математики» А. Домошенко». «Люди! Не берите гвозди, они не расцепляются, я час пыталась! На самом деле очень круто! Настя Буракова, ЮФУ».

Признаться, и я не смогла разъединить эти злосчастные гвозди. А Николай Иванович сделал это двумя движениями рук. Он в этом дока.


«Привет» из Европы

Множество головоломок придуманы Авиловым и сделаны его руками. Одну из них – эмблему Международного фестиваля молодежи и студентов – 85, в чем-то похожую по своему замыслу на кубик Рубика, Николай Иванович показал участникам всероссийского клуба ценителей головоломок «Диоген», в котором он состоит уже много лет. Его тут же засыпали вопросами: где взял, как достал?.. Когда узнали, что Авилов смастерил ее сам, попросили сделать им такую же. Заказы Николай Иванович не принял. Для того, чтобы их выполнить, нужно время, которого у него попросту нет.

– Вот «Квадратная сетка», – показывает одну из своих головоломок Николай Иванович. – Ее нужно собрать из кусочков проволоки разной формы и уложить в коробку в квадратную сетку. Решить эту головоломку – значит решить одну из задач олимпиады для школьников. Она была придумана мной еще в советские времена. Задача очень сложная. Ее решали лучшие ученики в финале всесоюзной олимпиады по математике.

А совсем недавно в Интернете, на канадском сайте «Головоломки для продажи» Авилов увидел... свою «Квадратную сетку» с подписью «Головоломка из Европы» по цене за 30 долларов. Как он выяснил, выложил ее на сайте француз, который живет в Германии, а занимается продажей головоломок в Канаде. Николай Иванович написал французу письмо, сопроводив его всеми имеющимися доказательствами того, что он является автором головоломки. Надо отдать должное французу, он заверил егорлыкского математика, что обязательно поставит его фамилию под головоломкой. И в честь знакомства прислал Авилову пять увесистых коробок «Квадратной сетки». Он, оставив себе одну, остальные подарил любителям головоломок и, конечно, своим ученикам.

Николай Иванович – востребованный педагог. Его, заслуженного учителя России, победителя конкурса «Лучший учитель Российской Федерации», часто приглашают на всероссийские математические форумы. Задачи-головоломки Авилова постоянно встречаются на страницах таких учебно-методических и научно-популярных журналов, как «Наука и жизнь», «Квант», «Математика в школе». Уже третий год он ведет ежемесячную страницу в методическом журнале «Математика» для российских учителей. В рубрике «Кладовая головоломок» знакомит учителей математики со своими новыми головоломками и теми, что придумали его одноклубники из «Диогена».

Я спросила Николая Ивановича, какую из своих авторских головоломок он бы предложил нашим читателям? Недолго думая, он ответил:

– «Ожерелье из кубиков». Эта головоломка была придумана мной для XXI Всероссийской математической олимпиады школьников. Правда, участникам олимпиады предлагалось решить ее на бумаге с карандашом в руках. Кстати, там, на олимпиаде, ее так и окрестили «Ожерелье из кубиков». Тогда ее решили немногие, но те, кто справился с этой задачей-головоломкой, нашли удивительно красивые решения.

Попробуйте и вы, наши читатели, решить эту головоломку. «Ожерелье из кубиков» устроено очень просто. Для этого нужно 27 одинаковых кубиков через диагональные отверстия нанизать на прочную нить и связать ее так, чтобы вершина первого кубика совпала с вершиной последнего. Постарайтесь уложить кубики этого ожерелья в форме куба 3х3х3. На первый взгляд – очень легкая головоломка, но, повозившись с ней некоторое время, вы поймете, что это «крепкий орешек». Более того, со временем вы придете к мысли, что сложить куб 3х3х3 невозможно. Но, изрядно поломав голову, поймете – ничего невозможного нет!

Удачи!