В Азовском историко-археологическом и палеонтологическом музее-заповеднике демонстрируется выставка «Антропология»

Возможно, обладатели этих искусственно деформированных черепов были элитой.
Черепа издавна считаются атрибутами той дамы с косой, знакомство с которой большинство людей были бы рады отсрочить. При взгляде на эти атрибуты многие испытывают суеверный страх. Однако немало и тех, кого зрелище черепов одновременно и притягивает, словно магнит.

Среди главных экспонатов этой выставки – древние человеческие останки: черепа и кости. Но выставка - не их тех, которые придумывают ради того, чтобы пощекотать нервы.

- В нашем музее – интересная антропологическая коллекция, расширяющая представление об обычаях древней донской степи, - говорит заведующая его научно-просветительским отделом Ирина Афанасьева.

Такой могла быть знатная кочевница.
Вот, к примеру, витрина, свидетельствующая о том, что в эпоху неолита-бронзы на территории нынешней Ростовской области совершались трепанации черепа. То есть операции по удалению участка средней части черепного свода. Их могли делать как по предписанию лекарей, так и в рамках некоего обряда. Они бывали прижизненными и посмертными. По мнению ученых, на Юге России существовал даже своего рода центр ритуальной трепанации.

Большой интерес проявляют посетители и к теме искусственной деформации черепов. Она проиллюстрирована археологическими находками, сделанными в Волгодонском районе и в границах хутора Рогожкино Азовского района. Это искусственно деформированные черепа мужчины 35-40 лет, молодой женщины и ребенка пяти-семи лет.

Зачем древние деформировали черепа так, что превращались в яйцеголовых или, напротив, людей с приплюснутым черепом?

Особая форма головы была отличительным знаком. Возможно, она указывала на принадлежность к избранным, была связана с представлениями об идеале красоты.

Тут же рисунки, показывающие, как этот идеал достигался: с помощью бандажа, специальных головных уборов или даже люльки особой конструкции.

Здесь можно также увидеть, с помощью каких инструментов и каким образом антропологи проводят замеры древних человеческих останков. Такая статистика нужна для того, чтобы проследить изменение человека на протяжении четвертичного периода как биологического вида.

Древняя донская трепанация черепа.
«Антропология» в Азовском музее дает представление о скульптурной реконструкции по черепу, которую практиковал выдающийся советский ученый Михаил Герасимов. Он предложил свою скульптурную версию того, как выглядели неандерталец и синантроп, Скилур – царь скифов, Ярослав Мудрый, Иван Грозный… В соседней витрине – графические реконструкции по черепу знатной сарматки и знатной кочевницы - портреты, сделанные ростовским антропологом Еленой Батиевой.

Цвет глаз и волос на таких портретах – всегда лишь фантазия ученых. Хотя и научно обоснованная.