Этот графический «иллюзион» Марка Кучерова демонстрируется сегодня в Донской публичной библиотеке

- А я говорю тебе, что это – ритмический цветомузыкальный шифр, и карту-портрет можно пропеть - не зря тут весь текст стихотворения!

О том, шифр это или не шифр, рассуждали две студентки, рассматривая такой знакомый и в то же время необычный портрет Пушкина, выполненный в виде карты города. Сноски к обозначенным на этой карте объектам складываются в стихотворение «Пророк»: «Духовной жаждою томим, // В пустыне мрачной я влачился, // И шестикрылый серафим // на перепутье мне явился».

Верна ли такая догадка, не знаю, но портреты на этой выставке вообще вызывают в памяти какие-то музыкальные параллели.

В работах Марка Кучерова любители изобразительного искусства видят что-то от поп-арта и от пиксель-арта («растровой» графики), виртуозного дудлинга. (Это – узоры, которые мы скорее машинально выводим в блокноте на скучных совещаниях или лекциях). Марк говорит, что пока еще находится в поиске своего стиля, разумеется, что и названия ему пока нет.

Марк Кучеров родом из Новочеркасска. Окончил там художественную школу, а потом и знаменитый новочеркасский политех. Да, по образованию он — инженер-строитель. По роду деятельности — художник-график, создающий портреты карандашами, фломастерами, шариковыми ручками.

Пару лет назад на выставке «Арт-Ростов» Марк увидел портрет-коллаж, склеенный из фрагментов журнальных страниц. Это во многом совпало с его собственным взглядом на современный мир (вырванный из контекста клочок — выразительная метафора этого мира) и определило направление творческого поиска.

Первый портрет, нарисованный в технике, которую многие зрители тут же назвали инновационной, появился у Кучерова год назад. Это был портрет американского актера и рок-певца Джареда Лето.

Когда Марк Кучеров впервые пришел в Донскую публичную библиотеку с предложением о выставке, то услышал, что свободных «окошек» в выставочном расписании сейчас нет, но приближается «Библионочь», и не хочет ли он представить на ней какое-нибудь эдакое арт-шоу, сделать портрет на глазах у зрителей?

«Библионочь» выдалась суперлюдной, однако Марка такие условия работы ничуть не смутили.

- Я и раньше рисовал в людных местах, в том числе в библиотеке, - сказал он «НВ». - На меня позитивно влияет большое количество людей и шум, движение вокруг. Но там впервые зрители очень близко наблюдали за моей работой. Это были интересные ощущения.

Говорят, что свои работы Марк пишет под музыку. Узнав это, хочется угадать, под какую музыку был написан портрет с этой выставки. Ну вот хотя бы братьев Стругацких. А Путина?..

- Нет никакой конкретной музыки для конкретных портретов, - поясняет Марк. - Музыка нужна как фон, создающий определенный настрой, драйв, желание работать быстро и много. Слушаю я в основном рок и электронику. Часто вместо музыки я включаю фоном лекции, интервью, ­какие-либо информативные видео, чтобы мозг получал информацию, пока руки рисуют.

Откуда у Марка такое настойчивое желание выставить свои работы именно в Донской публичной библиотеке?

- Благодаря своей атмосфере, красивой архитектуре и насыщенной культурной программе эта библиотека стала любимым местом для многих творческих молодых людей. Я — не исключение. Выставка в этих стенах для меня — определенное достижение: самому стать контентом там, где раньше был только зрителем.

А еще Марк и его работы недавно становились контентом центральной библиотеки его родного города Новочеркасска. Она носит имя Пушкина, и портрет-карту Пушкина он сделал как раз для нее. 

Кстати, мысль о карте пришла к нему, веротяно, не случайно: Марк еще с детства, по его словам, «фанател» по географическим картам, разглядывал их часами, придумывая города и страны.

Мир, очертания которого вырисовываются на этой выставке, Марк Кучеров населил яркими, известными, харизматичными личностями.