«Шолохов-Центр» представляет выставку ведущих пушкинских музеев России «А. С. Пушкин. Жизнь и лира»

В таком платье могла бы танцевать на балу Натали.

Пушкин на Дону бывал. А теперь он словно приехал сюда вновь вместе с друзьями, семьей, своими музами и прототипами персонажей.

Для большинства посетителей четыре зала этой выставки станут территорией открытий. Вы наверняка слышали о выразительных графических набросках Пушкина на полях черновых рукописей, а, возможно, и видели некоторые из них где-нибудь в журнале. А здесь не только эти вдохновенные изображения, но и рисунок Пушкина-лицеиста, не оставляющий сомнений в том, что, развив свой изобразительный дар, Александр Сергеевич мог бы стать незаурядным художником.

Недурно, как видно, рисовали и его товарищи по лицею. К примеру, Данзас, будущий секундант Пушкина на его роковой дуэли.

На выставке – портреты Пушкина, его друзей и недругов, включая Дантеса. Из пушкинских портретов более всех удивляет, пожалуй, тот, на котором поэт изображен в возрасте трех лет. Трудно обнаружить в этом малыше даже сходство с известными изображениями Пушкина-лицеиста, не говоря уже о портретах более поздних лет

Пейзажи российских и иностранных мастеров ХIХ века помогают нашему воображению представить Москву, какой Пушкин застал ее еще ребенком, живописные Вяземы, где было имение Пушкиных, место его южной ссылки – Одессу. Причем море у берегов Одессы написано Айвазовским.

В витринах - множество вещиц, по которым нельзя просто скользнуть взглядом. Ведь каждая добавляет свой штрих к портрету самой пушкинской эпохи. На ломберном столике (он словно иллюстрация к известной пушкинской повести) – кроме карточной колоды и пистолета – бисерная вещица, которую легко принять за некую принадлежность дамской сумочки. На самом же деле – это бисерный чехольчик для мела, которым делали записи на зеленом сукне стола.

А изящная костяная трубочка с точечками отверстий – это, оказывается, блохоловка! Тема ловли блох или подобных им зловредных насекомых была актуальна и для дворян пушкинской поры. Блошки могли облюбовать меховые одежды, тем более что шубы в те времена шили мехом вовнутрь. Вот господа и носили на цепочке такие трубочки, в которые капали для приманки сироп.

Старинная мебель из дворянской гостиной, реконструкции мундиров и костюмов, письменные принадлежности – все это создает иллюзию путешествия во времени.

Влюбленные в пушкинскую лиру испытывают особый трепет у витрин с искуснейшими копиями рукописей Александра Сергеевича и первыми изданиями «Евгения Онегина». Этот великий роман в стихах печатали на протяжении нескольких лет по главам, каждая глава выходила в свет в виде отдельной книжечки карманного формата в мягком переплете.

И – почти сакральные предметы для кого Пушкин – это наше все: жилет Александра Сергеевича из тончайшего темно-синего бархата и атласная туфелька его прекрасной Натали.

Этот выставочный проект разработали Государственный музей-заповедник М. А. Шолохова и Государственный музей А. С. Пушкина в Москве. Он стал едва ли не главным художественным событием нынешней донской осени.

Как сообщила «НВ» заведующая «Шолохов-Центром» Наталья Казинская, пушкинская выставка очень заинтересовала школы. А одними из первых ее посетителей стали ученики краснопартизанской школы. Эта школа находится в Ремонтненском районе. Чтобы встретиться с Пушкиным, ученики преодолели путь в триста пятьдесят километров!


Нынешний «визит» Александра Сергеевича на Дон продлится до 6 декабря.