На Красной площади выступали, гостей заморских принимали, и много было еще такого – яркого, неординарного, чем запомнился этот год самому знаменитому донскому ансамблю, который называют визитной карточкой Ростовской области.

Вот и нынешняя осень войдет в анналы его истории. В октябре «Донские казаки» впервые продемонстрировали свое искусство на сцене зала церковных соборов храма Христа Спасителя. Это стало возможным благодаря тому, что ансамбль включили в число участников федерального проекта «Имена на все времена».

– Участвовать в таком проекте – высокая честь. Одно нас смущало, когда мы получили это предложение: как быть с клинками? Элементы казачьего боя – неотъемлемая часть самых эффектных наших номеров. Но позволительна ли эта рубка, сверкание клинков в таком зале? – рассказала нам о тревогах и сомнениях коллектива его директор Наталья Шепелева. – Однако руководители проекта заверили нас, что это вполне допустимо. Ведь наш ансамбль показывает народную культуру казаков, основанную на добре и нацеленную на доброе. К тому же – это государственный академический коллектив, чьи заслуги проверены временем.

Кстати, Государственный академический ансамбль песни и пляски донских казаков имени Анатолия Квасова не такой уж редкий гость в столице. Он ежегодно выступает на сцене Московской филармонии. А то восхищение, с которым зрители встретили его концерт в зале церковных соборов, позволяет надеяться, что и там донские казаки покажут еще не одну свою программу.

«НВ» сообщало о том, что нынешней весной «Донские казаки» впервые в своей истории выступили на Красной площади в Москве. Тогда они участвовали в грандиозном проекте в честь Дня Победы. Предполагалось, что следующей памятной вехой будет для ансамбля и его зрителей концерт на стадионе в Берлине. Это был уже совместный проект «Донских казаков» с известным казачьим деятелем и коннозаводчиком Павлом Мощалковым. Но, увы: маршрут конного похода, который организовал Мощалков, пришлось изменить. Польша не дала этому отряду «зеленый свет» для продвижения по своей территории, и проект, важным пунктом которого было выступление «Донских казаков» в Берлине, пока не состоялся. Но за рубежом и в этом году они побывали. Выступили на Фестивале казачьей культуры, который проходил в Париже, в Центре российской науки и культуры, что недалеко от легендарного Монмартра. Так что теперь в ансамбле шутят, что пели и плясали почти что на Монмартре.

Нынешним летом в репетиционном зале «Донских казаков» можно было услышать китайскую речь. Это было продолжением истории, которая началась два года назад на гастролях в Гонконге. Там у ансамбля появились горячие поклонники. Они попросили артистов показать им мастер-класс, и сами арендовали для этого зал. 

Тот мастер-класс длился дольше концерта, но группе гонконгских энтузиастов и этого оказалось мало. Влюбленные в казачий фольклор попросили разрешения пройти курс молодого бойца (вернее, казака-танцора) в Ростове. И, действительно, приехали в Ростов на четыре дня, а четыре дня для гонконгских трудящихся – это половина отпуска.

«Донские казаки» встретили гостей из Гонконга радушно, повезли на экскурсию по местам казачьей славы. И, конечно, преподали им уроки хореографии. Гонконгцы впитывали все казачьи премудрости, как губки, повторяли потом еще по собственной инициативе эти уроки в гостинице до глубокой ночи. Наконец, «Донские казаки» выбрали среди своих нарядов те, которые подошли бы заморским гостям, мужчинам приклеили пышные казачьи усы, и гонконгцы, при полном сценическом параде, плясали и рубились на шашках.

Спросите: зачем им это? На их родине популярны танцевальные конкурсы народов мира, в которых участвуют непрофессиональные исполнители. Вероятно, на ближайшем из таких соревнований новые друзья «Донских казаков» покажут зажигательную «казачью экзотику».

«От Вешек до Парижа» – так можно сказать о гастрольных маршрутах «Донских казаков» в нынешнем году. Много на этом пути было мест, где ансамбль не выступал уже лет тридцать и больше, что вызывало у артистов особое волнение. А крымские гастроли многие их коллеги и вовсе называли рискованными. 

Крым как риск – это в данном контексте звучит необычно и странно. Ну какой риск для российских артистов сегодня в Крыму? Наоборот: их там принимают с распростертыми объятиями.

Дело тут не в политике, а в экономике. На большинство гастрольных концертов в Крыму цены благодаря поддержке федерального центра и спонсоров были условные. «Донские казаки» же ехали туда без чьей-либо финансовой помощи. Это были просто гастроли, билеты продавались по ценам хотя и вполне демократичным, но все же реальным.

Вопреки опасениям пессимистов, крымчане на «Донских казаков» пошли. Ансамбль подготовил для них специальную программу с крымским блоком, в который входили песни на стихи Туроверова и других поэтов. Приняли ее на ура. Особенно тепло встречали артистов в Евпатории: их там засыпали цветами.

Поскольку крымские концерты состояли из лучших номеров разных программ, «Донские казаки» захватили с собой весь свой сценический гардероб. А это вместе с реквизитом – тонны груза. Так что передвигались мини-колонной: два автобуса с артистами и КамАЗ с нарядами и реквизитом.

Из этих автобусов один был арендован ансамблем, а другой – его собственный. Его выделили «Донским казакам» несколько лет назад по распоряжению ростовского губернатора Василия Голубева, тогда только вступившего на этот пост.

– Если бы не этот подарок, гастролировать, да еще так далеко, нам было бы не по средствам, – говорит Наталья Шепелева.

28 октября «Донские казаки», открыв свой юбилейный 80-й сезон концертами в Крыму и Москве, вернулись домой и показали большую программу на сцене Ростовской областной филармонии. А теперь до самого Нового года будут гастролировать по городам и весям донского края.