Самой массовой в этом году стала Масленица в Ростове-на-Дону, самой пышной – в столице донского казачества Старочеркасске. Ну а мы отправились на самую… многогранную: в небольшом хуторе Пухляковском на берегу Дона только «официальных» Маслениц было четыре 

«Хуторская» Масленица вовлекала в веселый хоровод и взрослых, и детей.

Ехать от Ростова до Пухляковки – почти полтора часа, но мы успеваем  к первому «помолу муки». Провожать зиму без блинов – немыслимо, но для этого нужно еще потрудиться: старинные жернова ручной мельнички уже крутятся руками гостей «Казачьей станицы». «Сначала муку намелем, потом за водой сходим», – подсказывает хозяюшка энтографического подворья. Колодец стоит неподалеку:  процесс для многих приехавших сюда знакомый, но повторять привычные для казачек прошлых веков действия – в диковинку.

Парни пока «играют в казаков»: метают копья и залазят на дозорную вышку. Но вскоре и они будут привлечены  к подготовке праздника: наколоть дрова и растопить печь – их забота. Только сперва нужно выловить из колодца уже традиционно утопленное ведро. Это не по сценарию, но без такого ритуала обходится редкая экскурсия – уж больно непривычен колодезный «журавль» для современных хозяек. Гулянья в «Казачьей станице», воссозданной по рисункам и рассказам историком-энтузиастом Долгополовым и его семьей,  проходили всю неделю, на завершающий день здесь – аншлаг: прогнать по всем правилам поднадоевшую зиму сюда приезжали полными автобусами весь день.  

Буквально пять минут ходу от восстановленного подворья обычных казаков – и мы погружаемся в период позднего казачества. Когда-то здесь по приказу атамана Платова создали первый на Дону «Образцовый винный подвал»: сюда привозили образцы виноградной лозы и вин, а приглашенные иностранные виноделы обучали местных казаков. Потом на этом месте возникла Войсковая школа виноградарства, сейчас здесь – донской музей винодельческого искусства. Тут же и музей Анатолия Калинина:  на биографии и творчестве известного донского писателя рассказывают о местных обычаях, ведь для современных подростков и времена эпохи «Цыгана» – уже история.  

Но мы спешим дальше: на хуторской Масленице угощения гостям приготовили наследники войсковых виноградарей – студенты Пухляковского агропромышленного техникума. Будущие хлебосолы накрыли гостям блинные столы: «Ребята получили задание изучить кулинарные традиции Масленицы и приготовить «практическое пособие», – пояснил директор техникума Виктор Шубин. – Даже наши технари подошли к учебному процессу творчески и самостоятельно изучали «блинные процессы». Угощайтесь!». Будущие механизаторы и агрономы представили свой взгляд на праздничный стол: не только блины всех мастей и начинок, но и пироги – в соответствии с сезоном.  «Выбирали именно те продукты, которые точно были у наших предков к концу зимы, – поясняли ребята. – Ветчину или грибы они в начинку вряд ли клали, а вот изюма с творогом и медом здесь было вдоволь». Студенты акцентируют: в отличие от других районов области обязательное блюдо на их Масленице – уха.  И, разумеется, не  отпускают без пробы: угощают по традиции  с песнями-частушками, в том числе и на новый лад – в стиле рэпа. Запиваем узваром из маленьких запеченных груш – пряный напиток также родом из этих мест. Впрочем, у стола студентов-виноградарей получаем подробную консультацию по выбору вин к масленичному столу.

А хуторская Масленица набирает свои обороты: народные частушки вперемешку с современными танцами от детских коллективов, а традиционные игры и скоморошничества – под мотивы мелодий последних лет. Для местных жителей этот праздник – по-настоящему народный: по пути мы не раз видели заготовленные чучела Масленицы и во дворах пухляковцев – отмечают семейно и кварталами. Поэтому и заезжих гостей, спешащих мимо праздника по туристическому маршруту, затягивает на их гулянья надолго. 

... А мы снова в пути, на этот раз в обратном направлении  по «исторической тропе». Это не фигура речи, а название основного маршрута этно-археологического центра «Затерянный мир». Исторический комплекс расположился на краю Пухляковки на месте раскопок. Осколки керамики, простейшие украшения и даже захоронение древнейших жителей этих мест здесь находили еще полтора века назад, но музей истории под  открытым небом возник лишь десять лет назад. Сейчас здесь можно увидеть и, главное, потрогать руками историю: от реконструированных жилищ каменного века на месте стоянки древних жителей Дона до казачьей заставы XIX века. «Народные праздники – в первую очередь, это история народа. Мотивы сезонного  возрождения или  символической жертвы идут еще с древних времен, и наши посетители могут отследить эту ниточку еще с каменного века до современного казачества, – поясняет сотрудник центра историк Андрей Цыбрий. – Сюжет-то  Масленицы  – един, а вот нюансов везде много:  на Нижнем Дону есть свои отличия, которые мы и стараемся воспроизвести – на научной основе».  Здесь мы тоже с трудом припарковали машину: отметить Масленицу с «историческим уклоном» да и просто прогуляться по живописному даже при такой погоде донскому берегу приехало немало народу.


По словам главы Пухляковского сельского поселения Игоря Микерова, такая многогранность Масленицы с каждым годом привлекает все больше гостей: приезжают уже не только из окрестных городов и соседних районов, в последнее время все больше и жителей донской столицы. «Здесь можно выбрать, как отпраздновать Масленицу:   пройти ли посвящение в казаки, окунуться в мир древности, получить музейную лекцию или просто закрутиться в хороводе с местными жителями, – поясняет хуторской глава. – Конкуренции среди наших Маслениц нет, ведь колорит каждой дополняет друг друга.  И получается одна – настоящая».