Казачий драматический театр (Новочеркасск) представил зрителям главную премьеру сезона – спектакль «Идиот» по одноименному роману Достоевского.  Поставил его новый главреж Казачьего драматического заслуженный артист Чувашии Ашот Восканян. Он же автор инсценировки.

Ашот Восканян говорит, что главная мысль, которой он хотел наполнить постановку,  - это необходимость сострадания. Это – сила сострадания, его созидательная энергия.

Все это, прежде всего благодаря  образу князя Мышкина, в спектакле присутствует и влечет за собой вопрос о том, возможно ли, как он, жить не по лжи? Возможен ли вообще сегодня такой человек с душой чистой, как у ребенка, без тени лукавства и в повседневности, и в том, что относится к высоким материям? Вот Рогожиных –  их сколько угодно. А Мышкин есть – хоть один?

Новочеркасский спектакль, как и роман, начинается со знакомства в поезде князя Мышкина (Игорь Лебедев) и Рогожина (Эдуард Мурушкин). Поначалу кажется, что это свет так падает на князя, что его волосы словно посеребрены, но скоро становится очевидно, что так оно и есть: в серебре. Постарше героев романа будут князь и некоторые другие, с которыми ему предстоит пересечься на сцене. Однако это вряд ли помешает общему впечатлению от спектакля.

В романе «Идиот» очень немного указаний на краски костюмов, интерьеров, вообще внешнего мира. Цветовое решение спектакля, безусловно, символично. Синие густые сумерки Петербурга, сквозь которые проступают таинственные силуэты сфинксов, сменяются залой в доме Настасьи Филипповны (Наталья Лебедева), словно окрашенной адским заревом (художник-постановщик – Степан Зограбян, художник по свету – Ирина Вторникова). Все наряды героев – это вариации белого с черным, как на иллюстрациях  в старинных книгах, и только Настасья Филипповна в роковой для нее момент выбора будто факел (художник по костюмам - Наталья Пальшкова).

Артисты играют с большой самоотдачей. И те эмоциональные токи и вихри, которые  возникают на сцене, не могут не передаться залу. Чувствуется, что для каждого из занятых в спектакле эта постановка – событие, которое случается нечасто. Событие это и для их зрителей.

- Раза два-три я даже всплакнула, – совсем не удивительно и не странно было услышать в публике такие признания после того, как опустился занавес.

- Это же Достоевский. Он, конечно, впечатляет, - могут заметить скептики.

Ну не скажите. Это постараться надо, чтобы Достоевский на сцене (равно как и на экране) и впечатлил, и растрогал, и в который уж раз озадачил проклятыми своими вопросами.

Следующая премьера (но теперь на малой сцене) появится уже в начале апреля. Верно, это будет словно продолжение разговора на темы, поднятые в «Идиоте». Спектакль «Молитесь обо мне» позиционирован как монологи Гоголя о жизни, творчестве и религии.
Можно предположить, что эта постановка Ашота Восканяна будет, как и нынешняя, скорее  классична. Но в конце апреля Казачий драматический впервые станет площадкой для Экспериментальной творческой лаборатории,  название которой красноречиво свидетельствует о ее направленности.

 Это – поддерживаемый на федеральном уровне проект московского Театра наций. Работа лаборатории обычно строится так: театр выбирает из множества ему предложенных три современные  пьесы, по которым молодые режиссеры, командированные Театром наций, буквально за три дня сделают эскизы спектаклей. А там уже публике решать: довести эскиз до уровня художественной картины или забыть как страшный сон...