Старочеркасский музей-заповедник предлагает посетителям свою версию того, как могли выглядеть легендарные донские атаманы

Михаил Черкашин.

Почему это только версия?

Да потому, что до наших дней дошли изображения лишь двух героев из тех, чью память решил почтить таким образом музей, открывая в Ефремовском атаманском дворце зал атаманов черкасского периода донской казачьей истории. Но и эти два прижизненных портрета (Иловайского и Орлова), возможно, не вполне точны.

Черкасский период охватывает более двухсот лет  жизни донского казачества и завершается 1805 годом, когда славный город Черкасск был разжалован в станицу, а столицей войска стал Новочеркасск.


Кто они, черкасские герои?

Открывает галерею атаманской славы портрет Михаила Черкашенина. Как и другие выдающиеся казачьи лидеры черкасского периода, Черкашенин прославился не только воинской доблестью. Считается, что это с его легкой руки  возник первый казачий городок на Волге и началось освоение казаками Азовского и Черного морей. При Черкашенине сложилось взаимовыгодное партнерство донских казаков и государя московского Иоанна Грозного,  и казаки стали получать царское жалованье.

Сподвижникам Черкашенина казалось, что знает атаман какой-то колдовской секрет. Этим объясняли и его прозорливость, и удачливость в бою. Есть легенда о том, что свою гибель в 1581 году он предвидел. Сказал будто бы тогда, что знает: сам сложит голову в боях за город Псков, который он со своими казаками защищал от польского короля Стефана Батория,  а Псков выстоит. Так и случилось.

Увидят посетители зала атаманов и портрет Михаила Татаринова, под водительством которого донские казаки совершили, казалось, невозможное: взяли штурмом турецкую крепость Азов и в течение нескольких лет удерживались на завоеванных позициях.

Завершает галерею портрет Василия Орлова, дворянина по рождению, героя Очакова и Измаила. На Орлова император  Павел Первый возлагал большие надежды в связи с предполагавшимся Индийским походом.

Самая большая заслуга Орлова перед войском заключается, пожалуй, в том, что он добился сравнения чинов войска с чинами русской армии.


Полковнику доверия больше

Когда в Старочеркасском музее-заповеднике возникла идея зала атаманов, сразу же последовал вопрос: кому ее воплощать? Решили обратиться с предложением о сотрудничестве к ростовскому живописцу Игорю Реброву. Ведь заслуженный художник России Игорь Ребров не только превосходный портретист, но и казачий полковник, первый походный атаман станицы Доломановской, участник мемориального Ледяного похода и прочая, прочая, прочая.

К тому же у Реброва – интересный опыт работы с историческим материалом. Он и участвовал в реставрации старинных  портретов казаков – донских парсун, и писал портреты наших современников (к примеру, реконструкторов былых сражений) в исторических костюмах. Теперь же Реброву предстояло  создать галерею портретов по крайне скудным описаниям и биографическим фактам.


Фамилия – тоже подсказка

- Это была очень кропотливая работа, - рассказывает заведующая отделом научных экспозиций и архитектуры Старочеркасского музея-заповедника Ирина Емельянова. – Художник попросил нас предоставить сведения не только о тех исторических персонажах, портрет которых ему предстояло создать, но и о казачьем быте того времени: что за ткани шли на одежду, какие шейные платки тогда носили и т. д.

Мы знали, что на лбу атамана Павла Федорова (Чесночихина), того, который после разорения турками Монастырского городка перенес донскую казачью столицу в Черкасск, еще с молодых лет был шрам.  Но подобных деталей, из которых складывается индивидуальный облик, было немного. Некоторые подсказки мы находили в фамилиях атаманов, поскольку  то были времена, когда фамилии заключали вполне конкретную информацию об их обладателях. Черкашенин явно происходил из запорожских казаков: их часто на Дону называли черкашенями. Татаринов, скорее всего,  был из татар…

- Хотелось сделать такую галерею донских казачьих атаманов, которая  давала бы представление о разных гранях национального характера, - сказал Игорь Ребров.

Лица на атаманских портретах Реброва – выразительные. Про такие обычно говорят: «Как живые». Большинство из них художник создавал по наитию, но при этом использовал в работе зарисовки и эскизы к портретам своих товарищей из Военно-исторического клуба. Впрочем, это скорее относится к творческой кухне мастера и не имеет ничего общего с историческим маскарадом.

Портреты атаманов и их биографии, фильм о них и их времени, который был сделан специально для этой выставки, и здесь демонстрируются, создают еще и портрет  древней казачьей столицы – Черкасска, которая внесла бесценный вклад в дело защиты российских рубежей.