
Почему это только версия?
Да потому, что до наших дней дошли изображения лишь двух героев из тех, чью память решил почтить таким образом музей, открывая в Ефремовском атаманском дворце зал атаманов черкасского периода донской казачьей истории. Но и эти два прижизненных портрета (Иловайского и Орлова), возможно, не вполне точны.
Черкасский период охватывает более двухсот лет жизни донского казачества и завершается 1805 годом, когда славный город Черкасск был разжалован в станицу, а столицей войска стал Новочеркасск.
Кто они, черкасские герои?
Открывает галерею атаманской славы портрет Михаила Черкашенина. Как и другие выдающиеся казачьи лидеры черкасского периода, Черкашенин прославился не только воинской доблестью. Считается, что это с его легкой руки возник первый казачий городок на Волге и началось освоение казаками Азовского и Черного морей. При Черкашенине сложилось взаимовыгодное партнерство донских казаков и государя московского Иоанна Грозного, и казаки стали получать царское жалованье.
Сподвижникам Черкашенина казалось, что знает атаман какой-то колдовской секрет. Этим объясняли и его прозорливость, и удачливость в бою. Есть легенда о том, что свою гибель в 1581 году он предвидел. Сказал будто бы тогда, что знает: сам сложит голову в боях за город Псков, который он со своими казаками защищал от польского короля Стефана Батория, а Псков выстоит. Так и случилось.
Увидят посетители зала атаманов и портрет Михаила Татаринова, под водительством которого донские казаки совершили, казалось, невозможное: взяли штурмом турецкую крепость Азов и в течение нескольких лет удерживались на завоеванных позициях.
Завершает галерею портрет Василия Орлова, дворянина по рождению, героя Очакова и Измаила. На Орлова император Павел Первый возлагал большие надежды в связи с предполагавшимся Индийским походом.
Самая большая заслуга Орлова перед войском заключается, пожалуй, в том, что он добился сравнения чинов войска с чинами русской армии.
Полковнику доверия больше
Когда в Старочеркасском музее-заповеднике возникла идея зала атаманов, сразу же последовал вопрос: кому ее воплощать? Решили обратиться с предложением о сотрудничестве к ростовскому живописцу Игорю Реброву. Ведь заслуженный художник России Игорь Ребров не только превосходный портретист, но и казачий полковник, первый походный атаман станицы Доломановской, участник мемориального Ледяного похода и прочая, прочая, прочая.
К тому же у Реброва – интересный опыт работы с историческим материалом. Он и участвовал в реставрации старинных портретов казаков – донских парсун, и писал портреты наших современников (к примеру, реконструкторов былых сражений) в исторических костюмах. Теперь же Реброву предстояло создать галерею портретов по крайне скудным описаниям и биографическим фактам.
Фамилия – тоже подсказка
- Это была очень кропотливая работа, - рассказывает заведующая отделом научных экспозиций и архитектуры Старочеркасского музея-заповедника Ирина Емельянова. – Художник попросил нас предоставить сведения не только о тех исторических персонажах, портрет которых ему предстояло создать, но и о казачьем быте того времени: что за ткани шли на одежду, какие шейные платки тогда носили и т. д.
Мы знали, что на лбу атамана Павла Федорова (Чесночихина), того, который после разорения турками Монастырского городка перенес донскую казачью столицу в Черкасск, еще с молодых лет был шрам. Но подобных деталей, из которых складывается индивидуальный облик, было немного. Некоторые подсказки мы находили в фамилиях атаманов, поскольку то были времена, когда фамилии заключали вполне конкретную информацию об их обладателях. Черкашенин явно происходил из запорожских казаков: их часто на Дону называли черкашенями. Татаринов, скорее всего, был из татар…
- Хотелось сделать такую галерею донских казачьих атаманов, которая давала бы представление о разных гранях национального характера, - сказал Игорь Ребров.
Лица на атаманских портретах Реброва – выразительные. Про такие обычно говорят: «Как живые». Большинство из них художник создавал по наитию, но при этом использовал в работе зарисовки и эскизы к портретам своих товарищей из Военно-исторического клуба. Впрочем, это скорее относится к творческой кухне мастера и не имеет ничего общего с историческим маскарадом.
Портреты атаманов и их биографии, фильм о них и их времени, который был сделан специально для этой выставки, и здесь демонстрируются, создают еще и портрет древней казачьей столицы – Черкасска, которая внесла бесценный вклад в дело защиты российских рубежей.