Что такое ТРАМ, сегодня уже мало кто знает. А расшифровывается эта аббревиатура так: театр рабочей молодежи.

В состав трамовских трупп поначалу входили главным образом самодеятельные артисты. Их постановки, как сообщают нынешние справочники, часто носили полуимпровизационный характер и создавались на злобу дня. Так что «вечером в газете, утром – в куплете» - это и про них.

Не в каждом городе был свой ТРАМ, но в Ростове он возник в 1929 году по инициативе краевого комитета комсомола.

«Впервые в истории театральных сезонов», - таким интригующим началом предваряла «Большевистская смена» 13 июля 1931 года  рассказ о гастролях на Минералводческой территории «театра, выросшего в огне революции, в огне борьбы за промфинплан». И этим коллективом, этим «театром пятилетки», как назвала его «БС», был ростовский ТРАМ.

По свидетельству нашей газеты, спектакли ТРАМа в Пятигорске, Владикавказе, Грозном и других гастрольных городах проходили при аншлагах. Кроме того, были встречи со зрителями на заводах, диспуты на обозначенные спектаклями ТРАМа актуальные темы.

Ростовские артисты щедро делились своим, хотя и небольшим еще, опытом с местными талантами: «В Грозном под руководством ростовского ТРАМа созданы трамовские курсы при грозненском ТРАМе, куда брошены все преподавательские силы ростовского ТРАМа».

Следующим в гастрольном маршруте был Краснодар - и там ростовчане собирались не только показать злободневные постановки, но и «провести большую культурно-массовую работу».

А, может, и не только культурно-массовую. В следующем году, упоминая о выступлениях ростовских трамовцев в Донбассе, «БС» писала, что после «художественных выступлений» бригада артистов спускалась в шахту и помогала горнорабочим в их нелегком труде не стихом и песней, а своей молодецкой силушкой.

Думаете, что такому театру местные власти открывали широкую улицу?

Жилось ему не легче, чем другим учреждениям культуры. Наша газета то и дело била в свои печатные колокола: то ТРАМ остался без крыши над головой, то без зарплаты…

 С начала 1930-х годов многие ТРАМы  стали уходить от открытой агитационности. Шагал в ногу со временем (то есть становился все более и более художественным коллективом) и ростовский ТРАМ. 12 декабря 1933 года его художественный руководитель молодой режиссер Борис Фателевич сообщил читателям «БС» о том, что свой первый юбилей ТРАМ отметит обращением к классике – постановкой спектакля по пьесе Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского».

Правда, обоснование выбора именно этой пьесы не может сегодня не вызвать улыбку: и автор, несомненно, талантлив, и хороша эта пьеса тем, что «серьезная русская тема выполнена с легкостью французской комедии», но есть в ней и еще одно достоинство! «В «Свадьбе Кречинского», - подчеркивал Фателевич, - ТРАМ хочет показать своим зрителям-комсомольцам, советской молодежи дикий паноптикум  людей прошлого столетия».

Что ж, подобными  нелепыми ныне обобщениями грешили в те годы не только трамовцы.

…Последним  для ростовского ТРАМа стал предвоенный сезон. 

Борис Фателевич ушел добровольцем на фронт и погиб в 1941 году.