В Ростове создан первый театр, в котором заняты дети с ограниченными физическими возможностями
Это – совместный проект института истории и международных отношений ЮФУ и Ростовского центра лечебной педагогики и социальной терапии «Свеча». 


Екатерина Сторожакова сопровождает Анну Шеремент в роли Констанции...

Как все начиналось

К созданию театра привели «Созерцательные путешествия» – проект доцента кафедры методики преподавания истории и обществознания института истории и международных отношений ЮФУ Екатерины Сторожаковой. Он был разработан Екатериной еще в 2010 году и включал поездки студентов по городам России, знакомство с их архитектурными достопримечательностями, посещение монастырей и соборов. Во время экскурсий Екатерина Владимировна проводила занятия на тему «Дом души моей», объясняя студентам – будущим педагогам, что к детям надо приходить с открытым сердцем и чистой душой. Восхищенный ее словами студент-первокурсник Никита Недельницын вдруг сказал, что его мама работает с детьми-аутистами в центре лечебной педагогики и социальной терапии «Свеча», и спросил Екатерину Владимировну, не хотела бы она побывать там. Вернувшись в Ростов, Екатерина поехала в центр. 

– Когда я попала туда первый раз, увидела девочку с голубыми глазами и очень тонкой, почти прозрачной кожей, – рассказывает Екатерина Владимировна. – Мама девочки шнуровала ей ботинки. Точно так же и я шнуровала ботинки своей тогда двухлетней дочери. Я тогда подумала: все дети одинаковы, и все мамы одинаково заботливы по отношению к своим детям.

Екатерина подружилась с детьми из центра. А потом пригласила туда студентов-третьекурсников. С их  приходом для детей центра открылись двери в большой мир.

Вместе с Иваном Кужелевым (тогда еще студентом-старшекурсником) Екатерина разработала проект «День рождения как событие». Это особый проект, основанный на методе глубинного диалога. Идея проекта была представлена на всероссийских и международных конференциях по инклюзивному образованию. А для детишек центра встречи со студентами стали настоящим праздником.

Учить и учиться

Екатерина вместе с Иваном Кужелевым (теперь он – педагог центра «Свеча», аспирант ЮФУ) поступила на заочное отделение Санкт-Петербургского института лечебной педагогики и социальной терапии. А отец Кати, завкафедрой методики преподавания истории и обществознания ЮФУ, доктор педагогических наук, заслуженный учитель России Владимир Шоган вместе со студентами, первыми перешагнувшими порог центра, создали магистратуру по методике преподавания социально-гуманитарных дисциплин. Театр – в числе проектов магистратуры.

– Кто придумал название? – спрашиваю Екатерину.

– Помню, в тот день, когда я рассказала коллегам об идее создать театр, шел дождь, – говорит она. – Я стояла у окна и думала, что перед «одиночеством» дождя все люди равны. И еще о том, что дождь очищает душу, делает ее светлее. Так само собой пришло и название – Театр дождя.

В сентябре театру исполнится два года. Театр дождя выступает на открытых подмостках, а главной сценой является кинозал Донской государственной публичной библиотеки, где были показаны такие спектакли, как «Пер Гюнт», «Три мушкетера», «Рождественская история». Сейчас Театр дождя готовится к премьере. В мае выйдет в свет спектакль по мотивам сказки М. Метерлинка «Синяя птица».

Семеро смелых

В основной состав Театра дождя вошли шесть парней и одна девушка. Каждый со своей ролью не только на сцене. Прима театра – Андрей Чебатков. Замечательно играет в постановках и любит давать интервью. Роман Ефименко – интеллектуальный мальчик. Он объявляет об окончании репетиций, отвечает за подготовку к праздникам. У Никиты Чепака фактурная внешность. Роль ангела Никита исполняет в «Рождественской истории», а в «Руслане и Людмиле» – роль Руслана. У Ильи Попова – статная осанка, за что ему достаются роли королей. Дениса Прокофьева отличает трудолюбие, это качество помогает ему все лучше играть от роли к роли.

В силу ограниченных физических возможностей юным актерам помогают на сцене студенты. Анечка Шеремет не может говорить – играет душой. Это видно по выражению ее глаз. В спектакле «Три мушкетера» она исполняет роль Констанции. Движение рук Ани (у нее они обездвижены) помогает осуществлять Екатерина Сторожакова. Зато Анечка так красиво танцует и смеется в спектакле, что те, кто его видел, не могут не восхититься. 

Да, мы забыли еще об одном участнике – Мише Шене.

– Когда я первый раз переступил порог центра, – рассказывает Иван Кужелев, – ко мне подбежал мальчик и обнял. Это был Миша Шен. Потом мне сказали, что он никогда никого к себе не подпускал.

Теперь Миша встречает всех в театре объятиями. Если Миша кого-то обнял – значит двери театра для этого человека открылись, и он уже никогда из него не уйдет.

– Нашим детям трудно воспринимать других людей, – говорит лечебный педагог центра Татьяна Недельницына. – Это не значит, что они не хотят общаться, но так они устроены. С приходом студентов, практически ровесников наших детей, ребята стали более раскованными. Сейчас некоторые из них уже не нуждаются в сопровождении во время игры в театре. Мы это называем живой реабилитацией.

Родители считают, что общение со студентами, участие в спектаклях помогает их детям лучше понимать других людей.

– По поведению сына вижу, как он изменился, – говорит Вера Олеговна, мама Романа Ефименко. – Стал более пластичным, стал распознавать эмоции других людей, правильно с ними общаться.

Недавно Театр дождя пригласили во Псков на фестиваль, который состоится в мае. Ребята уже начинают готовиться к поездке.