С тех пор, как на наших экранах  начали появляться художественные фильмы о святых, праведниках и просто священниках, их исполнителям стали часто задавать вопросы о Боге

Олег Янковский в фильме «Царь»

«Давно ли вы сами пришли к Богу?», «Посещаете ли храмы, соблюдаете посты?» - слышат  теперь эти актеры от журналистов и зрителей.

А еще их обычно спрашивают, какой след оставила такая роль в их собственной душе? Есть ли у них теперь моральное право соглашаться на роли злодеев и других нераскаянных грешников.

С момента выхода в прокат (а значит, уже почти десять лет) первую строчку в рейтинге  лучших православных фильмов занимает лента Павла Лунгина «Остров». Центральная фигура этой истории — монах отец Анатолий, прозорливец и чудотворец. В войну, струсив, совершил тяжкий грех, и вся его дальнейшая жизнь — искупление того греха.

Эту роль музыкант рок-группы «Звуки Му» Петр Мамонов сыграл так, что зрители ахнули в изумлении: «Вот силище!».

Среди поклонников этой ленты сразу объявились такие «ультра», которые решили, что на фильме «Остров» Мамонову следовало бы поставить в своей кинокарьере точку. Ведь еще одного персонажа такой духовной силы точно уж  не предложат, а если и предложат - умри, а лучше, чем отца Анатолия,  не сыграешь.

Петр Мамонов в фильме «Остров»В этом плане  Петр Мамонов своих кинофанов разочаровал. Сам в новые кинопроекты не рвется, но от интересных ему ролей не отказывается. И, может, еще больше он огорчил их тем, что хотя уже и изредка, но продолжает  выступать с концертами и играть рок-н-ролл, что не порвал раз и навсегда старую дружбу с зеленым змием, в выражениях не стесняется.

О том, как и почему это происходит и что потом, Петр Мамонов, большой охотник исследовать закоулки собственной души, оригинально рассуждает в многочисленных интервью и на своем сайте. Ну вот, к примеру, так: «Почему мне удается от кайфа убежать? Потому что мне там скучно. Я лежу обкуренный или пьяный, а мне там скучно. Ну что, опять  музон, опять друзья, перетираем опять все то же самое. Мне скучно — я хочу туда, где круто. Я хочу быть крутым самым. А крутым самым — это с Богом».

А еще,  ссылаясь на православного мудреца и  нашего современника митрополита Антония Сурожского, напоминает Мамонов о вечной загадке творчества: вот один художник искренне хочет восславить Всевышнего, допустим, стихами и песнями, старается сделать из своего творчества иллюстрацию своей веры, правильную такую, по канонам, а получается тускло и уныло. Как будто схалтурили - вот как получается. А другой и не о Боге вроде сочиняет и поет, а люди слушают и радуются Божьему миру.

Тайны Божьего промысла велики. В следующем фильме Лунгина «Царь», где тоже и о Боге, и о Церкви, у Мамонова была уже роль Ивана Грозного. Есть ныне православные историки и богословы, которые считают, что Иван Грозный заслужил своими деяниями причисления к лику святых. Правда, в той же среде раздаются голоса совершенно противоположные: Грозный был де еретик, а к тому же не слишком даровитый и дальновидный правитель.

В фильме «Царь» он уж точно не праведник. А противостоит ему сильный духом православный митрополит  Филипп Колычев, прославленный впоследствии  как святитель. Его роль сыграл Олег Янковский.

Рассказывают, что Янковский не сразу решился играть святого, молился ему перед выходом на съемочную площадку и вообще многие съемочные дни начинались с молебна героическому  митрополиту.

Эта роль стала для Янковского последней. То, что, помимо воли артиста, человека еще не старого, точка в его карьере была поставлена на роли святого Филиппа, многие  поклонники Янковского расценили как величайшую несправедливость. Но были и такие, которые увидели в этом высшую милость: красивый уход в лучший мир.

Еще один фильм, который лидирует в рейтингах самых популярных православных лент, - это «Поп». Сергей Маковецкий сыграл в ней православного батюшку, окормлявшего сельский приход в военное лихолетье.

После выхода фильма на экраны Сергей Маковецкий и режиссер картины Владимир Хотиненко  говорили, что была у них и сверхзадача: показать этого батюшку так, чтобы вернуть самому слову «поп» первоначальное отношение, лишенное насмешки или иронии.

Маковецкого спрашивали после «Попа», как он пришел к Богу,  и артист отвечал, что крестился  еще в 1980 году, когда в обществе это не приветствовалось. Сделал это по какому-то трудно объяснимому внутреннему импульсу и ни разу о том не пожалел.

По словам Маковецкого, роль этого батюшки немного научила его терпению. Хорошая, памятная для него роль, но  не новая точка отсчета. Он вообще не делит свои роли на плохие и хорошие. Для него главное — это сыграть роль так, чтобы удивить самого себя, а свой персонаж сделать как бы эксклюзивным.

Давно уже Сергей Маковецкий мечтает о роли комедийной. Это очевидно даже по тому, как изобразил он своего Пантелея Прокофьевича в урсуляковской экранизации «Тихого Дона».

Недавно в нашем кинематографе появился новый жанр — православная кинокомедия (к нему отнесли тоже рейтинговую ленту «Старец Паисиий и я, стоящий вверх ногами»). Может, благодаря православной кинокомедии и сбудется мечта Маковецкого? Впрочем, он согласен на любую — была бы хорошая и смешная. Подарить людям хорошую кинокомедию — разве не богоугодное дело?