После этих слов знатокам автопрома уже не требуется объяснять, что за выставка демонстрируется сейчас в Ростовском областном музее краеведения. Ну, конечно, моделей автотранспорта.

На охоту Брежнев ездил на переоборудованном бордовом ЗИЛе.

Выставка носит название «Легендарные автомобили в масштабе». Почти все экспонаты сделаны в масштабе 1: 43.

– Это – классический масштаб, заданный англичанами, – говорит Александр Пилюгин, научный сотрудник музея. – Впервые его применили еще в XIX веке при создании первых моделей железных дорог: в комплект входили не только поезда и здания вокзалов, но и вспомогательный транспорт.

Открывает выставку гараж особого назначения. Это как бы VIP-автопарк, разделенный на секторы. В каждом секторе – портрет одного из лидеров нашего государства, начиная со Сталина, и его служебный автомобиль. И совершенно очевидно, что до Ельцина лидеры нашей страны ездили на ЗИЛах, а начиная с Ельцина предпочитают черный «мерседес».

«Черный доктор» – тоже автомобиль представительского класса из кремлевского гаража. Черный ЗИЛ, оборудованный как машина скорой помощи. Рассказывают, что «черного доктора» вызывали, если требовалось срочно доставить VIP-персону в клинику во избежание ненужных пересудов в народе, которые могла бы спровоцировать карета скорой помощи.

Кстати, о цвете. На выставке представлен поисково-спасательный комплекс «Синяя птица», не имеющий в мире аналогов, а в разделе «Пожарная спецтехника» – алая «чайка». Этот автомобиль, обслуживавший руководство ростовской пожарной охраны, в былые годы производил настоящий фурор. Зрелище алой «чайки» и для автомобилистов, и для многих прохожих становилось событием дня.

В витрине, посвященной знаменитым автомобилям (например, тем, которые выполняли особую миссию в кинофильмах) и машинам знаменитостей, первым делом бросается в глаза расписной «роллс-ройс». Когда-то эта машина наделала много шума. Ведь первоначально это был элегантный черный автомобиль, но его владелец Джон Леннон перекрасил его в желтый цвет и покрыл буддийским орнаментом. Фирме-производителю эта идея не понравилась. Машина представительского класса, и вдруг такая несолидная пестрота... 

Единственный на этой выставке автомобиль, созданный не в классическом, а в гораздо большем масштабе, – это бежевая «победа». Она же – образец сборки, которую предлагает популярный среди коллекционеров данного профиля журнал. К каждому номеру журнала прилагается какая-то часть автомобиля. Удовольствие довольно дорогое: сборка такой «победы» обходится в итоге примерно в тридцать тысяч рублей.

Несколько лет назад в стенах этого музея демонстрировалась выставка точных копий автомоделей коллекционера из Воронежа. Это был редкий мастер, который все детали делал сам и создавал свои автомобили, что называется, с нуля. Большинство же нынешних коллекционеров собирают модели из готовых деталей или вовсе покупают уже собранный мини-автомобиль.

Экспонаты на эту выставку представили коллекционеры из Ростова и Батайска. В основном это молодые люди. Среди них есть студенты и даже старшеклассники.