Впервые в кинофильме легендарный маршал Победы появился в 1946 году

Михаил Ульянов - «заслуженный» Жуков нашего кино.

Это был фильм Михаила Чиаурели «Клятва». В нем вымышленные персонажи пересекались, взаимодействовали с реальными политиками, военачальниками и т. д. В центр этого киноповествования поставили две фигуры: Сталина и Варвары Михайловны, олицетворявшей советский народ. По крайней мере, лучших из его матерей.

Все мудрые фразы о войне и мире изрекали они. А военачальники присутствовали в кадре, как живая декорация. Самый яркий эпизод, связанный с маршалом Буденным, — это когда еще до войны он пускался в пляс при всем честном народе.

Маршал Жуков даже таким способом на общем фоне не выделялся. Просто промелькнул в нескольких эпизодах. Его роль сыграл актер театра и кино Федор Блажевич. Он вернулся к ней три года спустя в «Падении Берлина». Через девять лет эту «маршальскую» эстафету подхватил голливудский актер Поль Байар. Фильм, созданный в США, назывался «Заговор против Сталина». В СССР его, конечно, не показывали. Роль Жукова снова была эпизодической.

За 70 лет роль маршала Жукова успели обжить в кино  тринадцать актеров — отечественных и зарубежных. Чаще всех Жукова играл Михаил Ульянов. Его и самого потом называли в шутку главным маршалом нашего экрана.

Владимир Меньшов, предложивший свое видение  образа   Жукова, абсолютно не похожее  на ульяновское, сначала в фильме «Генерал», а годы спустя  в «Ликвидации», говорил, что его старший коллега Ульянов ревниво относился к роли маршала Победы, всячески старался не допустить ее ухода на сторону.

В роли великого полководца - Александр Булаев.Думается, что это стремление совпадало и с желанием подавляющего большинства наших зрителей. Другого Жукова на экране при живом Ульянове они тоже не хотели.

Михаил Ульянов  был  и первым исполнителем роли маршала Жукова, который от нее поначалу отказался. Не сразу согласился на эту роль Валерий Баринов (сериал «Фурцева»), хотя в итоге назвал такую возможность приблизиться к личности и судьбе легендарного человека тем самым счастьем, которое  лишь иногда выпадает на долю актера.

Баринов сомневался, стоит ли нарушать ту незыблемую для него профессиональную истину, что если роль уже хорошо сыграна, то и браться за нее не следует. Но — рискнул. 

Александр Балуев свой первоначальный отказ сняться в главной роли в сериале «Жуков» объяснял тем, что страшно надоело играть людей в погонах. Решение изменил, когда все же познакомился со сценарием и понял, что это не про войну и полководца, а про человека.

О том, как, через какие сомнения  шел к образу маршала Победы Михаил Ульянов,  можно узнать, заглянув в книгу его мемуаров.

В роли легендарного маршала его представил режиссер Юрий Озеров, задумавший грандиозный кинопроект «Освобождение». Но Ульянов это предложение отклонил. По его собственным словам, из-за страха ответственности: «Жукова слишком любит и хорошо знает наш народ».

Артист так и не выяснил наверняка: действительно ли его кандидатуру утвердил сам Жуков, да еще  и выразил надежду, что Ульянов с этой ролью справится (так рассказывал ему  Озеров),  или слова об этом были «полководческой хитростью» Озерова. Тем не менее эта информация на Ульянова повлияла, и он согласился на пробы.

Гример очень старался. Поставил перед собой портрет Жукова  и пытался придать лицу Ульянова  максимальное сходство с этим портретом. Артист отметил про себя, что в некоторых ракурсах он на Жукова теперь и вправду отдаленно похож, но ставка на максимальное портретное сходство — путь тупиковый. «Я решил играть не самого Жукова и его судьбу, а некое распространенное о нем представление», - вспоминал Ульянов.

Попросите продолжить фразу «Если Ульянов в роли Жукова, то это фильм - ...», - и многие скажут: «Освобождение». Однако сам Ульянов считал, что лучше всего образ маршала Жукова был прописан в сценарии фильма «Блокада». Это  помогло ему  в актерской работе: «Там очень выигрышно выглядят стальная собранность и всесокрушающая воля полководца».

Как это ни поразительно, Ульянову так и не привелось встретиться со своим любимым героем и старшим современником. Он объяснял это тем, что сначала, когда приступали к работе над первой частью «Освобождения», маршал тяжело болел, а потом закрутилась круговерть  ежедневных дел, Ульянов  все откладывал и откладывал знакомство на завтра.

«Как горько сожалею, что жил рядом с легендой, мог подойти к ней близко и не решился этого сделать!» - сокрушался Михаил Ульянов.

Может, его  наблюдения пригодились бы и тем, кто играл маршала Победы после него? Хотя - вряд ли. Когда вышел сериал «Жуков», напрасно дочь маршала Победы Эра говорила, что его главный герой совсем не похож на ее отца,  вопрошала, почему ее, родного маршалу человека, не попросили о нем рассказать - кто услышал Эру?

Маршал Георгий Константинович Жуков давно стал легендой. И каждое поколение кинематографистов видит эту легенду по-своему.