Аншлаг. Аплодисменты. Розы. Так донские зрители принимают спектакли Казанского академического русского большого театра им. В. И. Качалова

Графиня - С. Романова.

- Три-пять дней, в течение которых показывают спектакли с минимальным актерским составом, – это разве гастроли? – пожимает плечами худрук казанского театра народный артист России и Татарстана Александр Славутский.

Качаловцы приехали в Ростов с восьмью спектаклями на семнадцать дней, но  считают, что и это для настоящих больших  гастролей маловато.

Три спекталя нынешней гастрольной афиши задумывались еще в Ростове в начале 1990-х, когда Славутский руководил Ростовским академическим драмтеатром им. М. Горького. Это «Трехгрошовая опера», «Роковые яйца» и «Скрипач на крыше». «Скрипача» он тогда поставил, и этот спектакль остался в репертуаре на много лет.

Когда смотришь подряд несколько постановок нынешнего Славутского, остается впечатление человеческой комедии, поданной как нескончаемый карнавал.

- Человеческая жизнь коротка, и в ней не так уж много ослепительных, ярких мгновений, - говорит Славутский. – Но такие минуты может подарить театр.

Спектакли гастрольной афиши зрелищны. Многие буквально с искрой, конфетти и мини-фейерверком, а сценические костюмы порой так выразительны, что являют собой отдельный театр в театре. Художник-постановщик этих спектаклей – Александр Патраков. Когда-то Славутский, собираясь возглавить ростовский театр, увлек открывающимися широкими перспективами Патракова. Патраков в тот момент стажировался в Большом театре, но, не дождавшись  окончания стажировки, тоже поехал в Ростов, а потом это сотрудничество продолжилось в Казани.

На пресс-конференции, предваряющей ростовские гастроли, Славутского спросили, работает ли он с пьесами Герман - И. Петровпостмодернистов?

- Мне они не интересны, - ответил режиссер и рассказал, как, клюнув на красивое название, стал читать пьесу современных модных братьев-драматургов. Дошел до того места, где персонажи заходят в кусты, а потом  выходят оттуда с банкой спермы, и читать дальше пропала охота.

В другой раз качаловский театр предложил известному современному драматургу сделать инсценировку пушкинской «Пиковой дамы». У этой инсценировки были свои несомненные достоинства (в итоге ее поставили в одном из столичных театров), но качаловцев смутил нетрадиционный взгляд на взаимоотношения старой графини и ее воспитанницы. В них присутствовало эротическое влечение. И Славутский взялся за перевод пушкинской повести на язык сцены сам.
По фрагментам пушкинских фраз, отрывкам его писем и дневников его современников  качаловский театр словно реконструировал несколько дней из жизни старой графини Анны Федотовны, Германна, Лизы.

Этот спектакль «Пиковая дама», как и одноименная повесть Пушкина, о смертоносной страсти к деньгам. Центральным персонажем в нем стала старая графиня. Ее роль исполняет народная артистка России и Татарстана Светлана Романова, в творческой жизни которой тоже был ростовский период.

 Анна Федотовна в этом спектакле – старуха трагикомическая. Она вызывает целую гамму разнообразных чувств, представая перед зрителями то  несносной владычицей своего маленького домашнего мирка, то – в сновидении – властительницей мужских сердец, то несчастной испуганной бабулькой, тщетно объясняющей наставившему на нее пистолет Германну, что секрет трех карт – это просто шутка…

Магия этого спектакля, идущего уже семнадцать лет, сработала и в Ростове, превратив Анну Федотовну из  качаловской «Пиковой дамы» в  даму зрительских сердец.



Фигаро - И. Савутский. Сюзанна - С. Кощеева.Все в белом — такова фишка одной из последних премьер качаловского театра «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Это создает ощущение праздника и рождает множество ассоциаций. В белом не только драматические артисты, но и музыканты. У качаловцев — свой     маленький оркестр, в зале звучит живая музыка в их исполнении.

Персонажей этой комедии, сочиненной еще в XVIII веке, театр не стал переделывать, к примеру, в офисных сотрудников. Граф Альмавива (арт. Илья Петров) — это граф Альмавива, а не хозяин какого-то холдинга или высокопоставленный чиновник. При этом происходящее выглядит очень современно.

И все же «Женитьба Фигаро» может удивить решением некоторых образов. К примеру, графиню Розину чаще представляют  особой нежной, натурой романтической, а заслуженная артистка Татарстана Елена Ряшина не боится  порой показать свою героиню  и комичной.



Искушение народа идеями социалистической революции — тема, к которой Казанский качаловский театр обращается на протяжении ряда лет. На ростовской гастрольной афише — два спектакля этого направления: мюзикл «Роковые яйца» по мотивам произведений Михаила Булгакова и «Золотой слон» по одноименной комедии современника Булгакова — Александра Копкова.

Профессор - М. Галицкий.Мюзикл «Роковые яйца» композитор Владимир Дашкевич и поэт Юрий Ряшенцев написали специально для качаловской труппы. Можно сказать, что появился он благодаря знакомству режиссера Славутского с композитором Дашкевичем.

Реалии нашей жизни не дают шансов этому мюзиклу состариться, утратить актуальность: ведь  люди, совсем как персонажи «Роковых яиц»,  упорно продолжают выращивать монстров, начиная с чудовищных идей нового миропорядка и кончая опасными экспериментами в научных лабораториях.