Мультимедийный макет помогает посетителям Старочеркасского музея-заповедника совершать путешествия в далекую старину

Это – макет Черкасска, древней столицы донских казаков. Вернее, четырех его станиц.

- Черкасск делился не на кварталы, а на станицы, но это все же был именно город, хотя и скорее восточного типа, - поясняет заведующая отделом научных экспозиций и архитектуры  Старочеркасского музея-заповедника Ирина Емельянова.

Многочисленные дома и общественные здания, мосты, ветряная мельница, лодки на пристани, пушки на оборонительных сооружениях - все они  на этом макете миниатюрные, словно игрушечные.  Может, потому и просыпается детское желание до них дотронуться. Ну хотя бы провести рукой по изумрудной «траве» в окрестностях Черкасска.

Это не возбраняется. Макет и задуман с тем расчетом, чтобы многое здесь можно было потрогать. Правда, изначально заботились не о дополнительном удовольствии  обычных посетителей, а о том, чтобы люди, имеющие проблемы со зрением, могли бы таким образом составить о Черкасске более полное представление. Этот проект при финансовом обеспечении областной программы «Доступная среда» выполнила азовская фирма «Рекламас».
На макете – 12 кнопок. Стоит нажать на одну из них, и на большом экране возникает сюжет о какой-то из сторон черкасской жизни. Громкость закадрового голоса посетители могут регулировать. Это сделано в помощь слабослышащим экскурсантам.

Нажимаю на кнопку «Рыбный промысел», и освещается часть макета с рыбоспетным заводом. Рыбоспетный – это тот, где только что пойманную рыбу обрабатывали, и она спела. К примеру, вялилась. Голос с экрана рассказывает о ловле казаками осетров, черной икре, огромных цехах, в которых производили балык…

Далее меня заинтересовала кнопка «Кузнечный остров». Это – не просто образное название. В XVIII веке в Черкасске была 21 кузница, и все они располагались на отдельной территории за протокой.

В старину бытовало мнение, что кузнецы знаются с нечистой силой, да и многие из них сами – колдуны. Но в Черкасске их обособили вовсе не по этой причине, а в целях пожарной безопасности. Застройка в казачьей столице была довольно плотной, крыши крыли камышом и другими природными материалами. Искра, вырвавшаяся из кузницы, могла наделать больших бед, тем более что погода летом бывала, как правило,  сухой и ветреной.

При взгляде на этот макет создается впечатление, что Черкасск был городом мостов и пешеходных мостиков. И это, в общем-то, верно. Ведь здесь существовало множество проток и маленьких озер, не доживших, к сожалению,  до наших дней, но главная причина мостостроительства: Черкасск часто страдал от наводнений. В такие периоды спасеньем для местных жителей были лодки и мосты.

Черкасские мосты не отличались изяществом, зато были добротны.

- Самый большой мост Черкасска, тянувшийся от Ефремовского подворья до Преображенской церкви, высотой был больше человеческого роста  и имел такую ширину, что на нем могли разминуться две телеги, - рассказывает Ирина Емельянова. – Опорой мостам служили части будар. Будары – это большие лодки. На них сплавляли в Черкасск строительный лес. Доставка будар обратно была бы делом убыточным, поэтому в Черкасске эти лодки, сделанные из мореного дуба, разбирали и использовали  в хозяйственных целях. Уже в наше время  строили в станице Старочеркасской водопровод и  нашли фрагменты старой мостовой. Она оказалась деревянной: как раз из таких вот будар.

Путешествие в славный город Черкасск и знакомство с помощью мультимедийного комплекса с его достопримечательностями - майданом, храмами и семинариями, оборонительными сооружениями и другими объектами - занимает 40 минут, которые пролетают как одно мгновение. Впрочем, при желании можно начать все сначала.