Самой высокооплачиваемой актрисой  первого десятилетия ХХI века Книга рекордов Гиннесса назвала 9-летнюю Эмму Уотсон. На тот момент за роль Гермионы в экранизации книг о приключениях Гарри Поттера Эмма получила десять миллионов фунтов стерлингов

Подобные факты очень вдохновляют родителей смазливых малышей, наделенных к тому же хотя бы мало-мальскими художественными способностями. Ведь не будет большим преувеличением сказать, что стремление заработать — это зачастую главный мотив родителей, которые приводят сегодня детей на кинокастинги.

А так ли было в старые добрые времена? В биографиях западных артистов, блеснувших в детстве на киноэкране, подобные признания встречаются нередко. Многие же истории  участия советских детей в киносъемках и сведения о полученных ими (а вернее, конечно, их родителями) гонорарах противоречивы.

«Королевство кривых зеркал» - одна из любимейших киносказок советской детворы. Да и нынешние дети ее все еще жалуют. Главные роли – Оли и ее зеркального отражения Яло – сыграли в этом фильме школьницы Таня и Оля Юкины. Рассказывают, что  сестер Юкиных на конкурсе близняшек приметил режиссер  Александр Роу и пригласил в свой фильм. Их родители — простые рабочие люди — не особенно этому обрадовались. Боялись, что съемки негативно  скажутся на школьной успеваемости дочек, да и им самим доставят лишь ненужные  хлопоты.

Когда в годы перестройки в СМИ стали публиковаться откровения не только ныне сияющих, но также и позабытых, и даже не состоявшихся звезд, говорили, что за этот фильм Таня и Оля получили всего по 80 рублей каждая. Какая уж тут коммерческая выгода...

А вот в рассказах о том, как пришел в кино Игорь Клименков, присутствовал и мотив финансового интереса. Прелестный паж из киносказки «Золушка»,повторявший: «Я  не волшебник. Я еще только учусь», это и есть Игорь Клименков. Годы спустя он вспоминал, что  ужасно не хотел сниматься в кино. Чтение книг, рисование, занятия в секции фехтования ему нравились куда больше. Но отец буквально за шиворот тащил его на киностудию. Ведь за съемки в «Золушке» мальчик ежемесячно получал гонорар, равный средней зарплате инженера. Нынешних кинозвездочек и их родителей такая сумма, наверно бы, рассмешила. А тогда это был заработок!

Потом Игорь снялся еще в одной ленте, однако на следующем кастинге провалился и никогда о том не пожалел. Он связал свою жизнь с гитарой: обучал игре на этом инструменте, освоил секреты его изготовления. А в преклонном возрасте осуществил свою заветную мечту: открыл собственный кукольный театр.

Нынешние  юные артисты, снявшиеся в кино, могут надеяться, что получат еще награду на каком-нибудь кинофестивале. Например, детского или семейного кино. Вот — Лиза Арзамасова. Еще в детстве  стала популярной благодаря роли Галины Сергеевны в ситкоме «Папины дочки». Свой первый гонорар Лиза получила в пять лет, первый приз на кинофестивале — в девять.

Ее предшественникам радость такого признания была незнакома. Кинематографическими наградами детей-артистов в Советском Союзе не баловали. Призов и титулов они удостаивались разве что если фильм демонстрировался на зарубежных кинофестивалях. Поэтому во Франции, а не в России получила Кристина Орбакайте приз за свою Лену Бессольцеву из фильма «Чучело».

Заокеанских кинозвездочек, бывало, номинировали и на «Оскар». Другое дело, что вряд ли кто-то из номинантов  потом повторил этот успех во взрослой жизни.

В отличие от прежних лет, теперь в России часто раздаются голоса психологов, предостерегающих родителей от того, чтобы малолетние дети снимались в кино. Главная опасность  - это душевная драма, которую, возможно, придется пережить, когда  детская прелесть исчезнет,  приглашать  ребенка в кинопроекты перестанут, и  вчерашний без пяти минут небожитель станет таким же, как все.

Много можно рассказывать о личных драмах  и даже трагедиях повзрослевших кинозвезд, но    родителям одаренных детей, успешно прошедших кинокастинг, все же верится, что их маленький артист вырастет в артиста большого. Или просто  ему сказочно повезет. В общем, случится так, как  это вышло с Еленой Прокловой и Дмитрием Харатьяном, Владом Галкиным, их зарубежными коллегами Леонардо Ди Каприо и Дрю Бэрримор, Скарлет Йоханссон, Джоди Фостер...

А вот самой популярной юной актрисой всех времен по сей день считается американка Ширли Темпл, которая в шестилетнем возрасте «Оскара» получила. Это произошло в 1934 году. Ширли не стала большой актрисой, но жизнь прожила интересно. Своевременно оставив кино, ушла в политику, была послом США в Гане и Чехословакии. Ей помогали в жизни  природный оптимизм и трезвый взгляд на свои таланты и кинославу.