Как только открылась дверь, возбужденные голоса в коридоре притихли. Учитель торжественно произносит:

Что тому причиной: класс-музей или все же учитель, но ребятам на уроках действительно интересно.

- Помните: вы заходите на урок в класс-музей.

Лица мальчишек и девчонок мигом становятся серьезно-важными, чинно прошествовав, они рассаживаются за партами. Хотя учиться в последние майские деньки ужасно не хочется – все мысли уже о каникулах.

- У кого-нибудь есть вопросы по домашнему заданию?

- Кто такие «дальновидные земледельцы»? - звучит негромко.

- Какой прекрасный вопрос. Давайте вместе подумаем, - предлагает учитель.В школе № 4 города Сальска уроки истории проходят в классе-музее не только у четвероклашек. В свое время идея совместить класс и музей, чтобы ребята не только слушали историю, но и могли прикоснуться к ней в прямом смысле, пришла учителю школы Владимиру Николаевичу Безбородову. Администрация идею оценила. Так и появился этот необычный класс, где вкруг стоят парты и учительский стол, а по стенам – музейные экспонаты. Изучают крестьянский быт на Руси – пожалуйста, коромысло. Оказывается, им пользоваться не так-то просто пробовали. Ведра школьная уборщица всегда рада одолжить, только лужи за собой убрать надо.

Говорят о пионерах – галстуки повязать, в горн потрубить, барабанную дробь выбить. И узнать про подвиг двенадцатилетней пионерки Джемми Горячкиной. В сальской школе № 1 девочке посвящена мемориальная доска. Мама Джемми во время Великой Отечественной войны работала в передвижном госпитале. Девочка пыталась помогать чем могла. Однажды несколько машин госпиталя, подвергшихся налету немецкой авиации, застряли прямо на железнодорожном переезде. Не сдвинуть никак. Сняв с шеи пионерский галстук, девочка бросилась по шпалам навстречу мчащемуся поезду. Он как раз выныривал из-за поворота. Ценой своей жизни Джемми спасла раненых бойцов – машинист заметил красный сигнал и успел затормозить. Кстати, с исследовательской работой о пионерской организации Сальска ученица Владимира Безбородова победила сначала на районном, а потом и на областном конкурсе несколько лет назад. Должны были ехать в Москву на финал, да что-то не сложилось.

- Когда историю можно потрогать руками, а не просто почитать параграф в учебнике, детям становится по-настоящему интересно, - убежден Владимир Николаевич. - Просыпаются фантазия, азарт. Их самих тогда не удержишь. Вопросы сыплются, книжки читаются, тайны исследуются.

Историю родного города и микрорайона Кучер-да ученики школы № 4 изучают не только на уроках, но и «ногами». Экскурсионный маршрут разработал сам Владимир Безбородов. По архивам, воспоминаниям старожилов или собственным – постреленком здесь бегал. Когда-то на улице Халтурина неподалеку от школы по дну балочки бежал родник. Вокруг шумели деревья, и местная молодежь вечерами любила гулять в этом «парке». Сегодня все застроено домами, следов почти не разглядишь. Здесь был магазинчик Санькова, там – сады Голицинские, тут – ветряки стояли: район Кучер-да на горке раскинулся - ветра сальских степей грех не ловить. Село Воронцово-Николаевское – нынешний центр города – от Кучер-ды отделяла речка. Перебирались через нее по мосткам. Идти вроде бы недалеко, но если с рынка с поклажей – тяжко в горку взбираться. Поэтому чаще всего на том берегу реки можно было услышать: «Кучер? Да!». Отсюда, по одной из местных легенд, и пошло название поселения, а затем и микрорайона города. По другой версии, не обошлось без татаро-монголов и тюркского языка, с которого «кучер-да» можно буквально перевести как «стоянка орды». Говорят, кстати, было. И стояли, и жили, и табуны пасли.

Результаты таких вот этнографических экскурсий потом закрепляют викторинами по истории микрорайона Кучер-да. Готовят их школьники для школьников. Иногда вместе с ребятами на вопросы отвечают и родители. Что-то вспоминают, что-то с удивлением узнают…

Исследовательскую работу на тему «Письма с фронта…» вы можете посмотреть здесь.